«Останься с надеждой на Манвела»: современная политическая порча
«Մնաս Մանվելի հույսին. Ժամանակակից քաղաքական անեծք»
Во всех странах переходного периода с управляемой демократией остро ощущается необходимость взвешенной внутренней политики. Цель этой политики – воспроизводство всех плутократических режимов постсоветского пространства, наиболее удачные результаты – воспроизводство ельцинского режима в 1996г.
Разумеется, правящие элиты в своих попытках воспроизводства опираются на некие силы, в основном неофициальные, которые обладают потенциалом в деле добычи голосов избирателей и фальсификации итогов выборов. Естественно, действуют они вне правового пространства, однако действуют под бдительным надзором правящего режима.
В 1993г. Вазген Саркисян создал Союз доброльцев «Еркрапа» – военизированное бандформирование для употребления в личных целях. Президент Тер-Петросян молча санкционировал создание этой организации, ибо осознавал, что на выборах 1995-96гг. может вылететь не только из президентского кресла, но и вообще из страны; следовательно, первый президент со своим спарапетом по достоинству оценил потенциал нового бандформирования.
Все-таки Вазгену Саркисяну в прагматизме не откажешь. Свою игрушку он использовал по полной программе: вначале надругался над волеизъявлением народа на парламентских выборах 1995г., затем осуществил тотальную фальсификацию результатов выборов президента 1996г. Дальше уже везло только Вазгену: без поддержки «Еркрапа» отстранение Тер-Петросяна было бы проблематичным, как и первое избрание Кочаряна. Словом, на счету «Еркрапа» и его духовного отца-наставника – изуродованные результаты четырех общенациональных выборных кампаний (1995, 1996, 1998, 1999гг.).
Как видим, Вазген Саркисян, один из столпов правящего режима и основатель военной олигархии, в 1993г. повел себя разумно, и создание «Еркрапа» с его стороны следует признать абсолютно правильным решением. «Еркрапа» был нужен ему: он контролировал организацию на 100% и мог получать от нее 100-процентную отдачу, чего нельзя сказать о Роберте Кочаряне и Серже Саркисяне, в руках которых оказалась вся полнота власти после гибели Вазгена. И после 1999г. «Еркрапа» уже без Вазгена Саркисяна начал самостоятельное плавание в политике.
Сразу же стало ясно, что контролировать это бандформирование никому не под силу: если раньше достаточно было одного взгляда или шепота Вазгена, чтобы главари «Еркрапа» моментально почувствовали свое скромное место под солнцем, то с президентом Кочаряном и Сержем Саркисяном Манвел Григорян вел себя по-другому. Так, в начале в обмен на лояльность правящему тандему он получил Армавирскую область (на правах пожизненной эксплуатации) и право обитания вне правового пространства, а затем – пост заместителя министра обороны, звание генерал-лейтенента и много чего другого. Для генерала Манвела Григоряна настали райские времена.
В 2004г. в высшем политическом руководстве поняли, что лояльность Манвела мало что значит: генерал начал заигрывать с тогдашней оппозицией. Поняли, но не предприняли ничего действенного. Видимо, Кочарян резким шагам предпочитал восточно-азиатскую манеру действий. Разумеется, в долгосрочном плане это ни к чему не могло привести, а в феврале 2008г. власть вновь (как и девять лет назад) встала перед необходимостью усмирения генерала Григоряна и его бандформирования. Однако после процесса усмирения стратеги президента Саркисяна, курирующие внутреннюю политику, пришли к выводу, что генерала необходимо сохранить и воздать ему дополнительные почести. Так, мэром Эчмиадзина стал сын генерала, а в бизнесе ему были даны дополнительные привилегии. Ну а что произошло в субботу – общеизвестно, так что перейдем к сути проблемы.
Фактически на наших глазах уже более трех лет разыгрывается драма, точнее, битва за генерала Манвела, за которого борются все три президента Армении.
В 2008г. Манвел был на стороне Тер-Петросяна, однако в решающий момент не сделал того, что от него требовалось. До недавнего времени с Манвелом заигрывались в лагере второго президента (напомним, что находящиеся под контролем Кочаряна телеканалы и СМИ возвеличили генерала Григоряна до уровня Помпея, а сегодня уже пишут статьи под заглавием «Останься с надеждой на Манвела»: современная политическая порча (Մնաս Մանվելի հույսին. Ժամանակակից քաղաքական անեծք)»), а Манвел поддакивал как первому, так и второму президенту (заметим, что у него не покончено с командой Тер-Петросяна: пока там есть братья Вазгена Саркисяна, Гагик Джангирян, Смбат Айвазян, Акоп Акопян, Сасун Микаелян и другие его «соратники», путь назад для Манвела всегда открыт). Теперь, два дня назад, президент Саркисян сделал свой жест и дал понять, что он и Манвел неразлучны (взамен генерал получит пару мандатов в НС, не считая прочих благ). Как видим, действительно идет тотальная борьба за Манвела между тремя президентами!
Борьба-то идет, только вот толку от этого не было и нет, причем – ни для кого из трех президентов РА. И Кочарян, и Саркисян получат от него пользы ровно в том объеме, в котором она досталась Тер-Петросяну в 2008г., то есть дырку от бублика без самого бублика. Вот и все!
А в качестве резюме следовало бы сказать, что феномен Манвела – продукт иррационализма в армянской внутренней политике. Мало-мальский рациональный подход был бы достаточен для того, чтобы с ноября 1999г. силой нравственных и правовых норм в стране не было ни «Еркрапа» и военной олигархии в целом, ни генералов наподобие Манвела Григоряна. Причем это бы исходило из интересов самого режима в большей степени, чем замученного населения. Режиму Кочаряна-Саркисяна не хватило политической воли для выхода из состояния заложничества, в котором они оказались по милости наследия Вазгена Саркисяна. Ну что же, им виднее. Возможно, они знают лучше и поступают мудро, о чем нам, простым смертным, догадываться крайне сложно…
Ну а впереди у нас целый год, год бессмысленной и бесполезной борьбы за генерала Манвела Григоряна, в которой победителем непременно окажется (как всегда) только объект борьбы.
Национальная Идея