Сирийский набат
Сегодня в условиях существования независимой армянской государственности и в контексте абсолютно неестественной демографической картины размещения национального ресурса в мире необходимо разработать государственную стратегию армянской репатриации. Этот вопрос был актуален всегда, но именно сейчас — на фоне нового витка напряженности на Ближнем Востоке — он вновь приобретает насущный смысл. Еревану невозможно пребывать в роли пассивного очевидца массового распыления национального резерва.
Наши ближневосточные общины характеризуются максимальной концентрацией национального мироощущения и, в отличие от многих других общин Спюрка, в меньшей степени подвержены ассимиляционным процессам и влиянию привнесенных ценностей. Поэтому недопустимо распылять это качество. Но сегодня армянское население региона объективно вынуждают к миграции, и в этой связи важно не отпускать его в неопределенность, а суметь организовать переселение в Армению. Существование столь крупной диаспоры в условиях независимой государственности, а тем более динамика ее еще большего количественного укрупнения — скорее большой минус, нежели достоинство суверенного армянского государства.
В Сирии уже имеются жертвы среди армян. Между тем сирийские армяне — это не только сохраненный национальный архетип, но и тот контингент, который также обречен на ассимиляцию. В промежутке последних семидесяти лет более 70000 сирийских армян прошли через этот роковой ассимиляционный путь. Так, если в 1918 году численность наших соотечественников в Сирии составляла более 142000 человек, то в настоящее время этот показатель составляет порядка 50000. Что стало с большей частью обживавших этот удивительный край армян? Большинство из них стали американцами, канадцами или французами…
Тяжким ударом по армянской диаспоре Сирии отразились события второй половины 1930-х годов: турецкая оккупация Александретского санджака (1938-1939гг.) обусловила массовый исход армянского населения в количестве 35000 человек. Наши соотечественники вынуждены были покинуть места своего исторического расселения и обустроиться на новых территориях.
Во второй половине 1930-х турецкая армия нанесла еще один удар по традиционному региону расселения армян. В этот период более 10000 армян, все еще обживающих склоны легендарной горы национального сопротивления Мусалер, покинули родину. Более 16000 наших соотечественников оставили Атик, Совук, Наркизлик; еще 9000 — Антиохию, Каркахан, Рихани. В результате турецкой агрессии в составе Сирии осталась небольшая часть бывшего санджака — Кесаб.
В 1940-1950гг. опустели Азази, Пап, Хомс, Чараплус и многие другие армянские села, в которых, вопреки обстоятельствам, сохранялся традиционный национальный уклад жизни. Некоторая часть мигрантов репатриировала в Советскую Армению (1946-1948гг.), но большинство соотечественников выехало за океан — в США и Канаду. Это действительно был билет в один конец, причем конечный пункт назначения — ассимиляция.
В настоящее время сирийские армяне остались лишь в нескольких населенных пунктах, наиболее крупными из которых являются общины Алеппо (30000 человек), Дамаска (7000), Камышли (8000) и Кесаба (около 2500-3000).
Одним из центров напряженности остается Алеппо. Армянская община этого города существует с XIV столетия (в городской церкви Сурб Аствацацин хранится рукопись, датируемая 1329 годом). В период Первой мировой войны и Геноцида армян много наших соотечественников-беженцев нашли приют именно в этом городе. Последующий рост армянского населения был связан уже с указанной выше турецкой оккупацией Александретского санджака во второй половине 1930-х годов. Если в 1935 году в городе проживало 49281 армян, то в 1944г. – 72000, в 1977г. – 75000.
Тем не менее в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке их численность стала стремительно сокращаться и в 2003 году составила около 50000, а сейчас уже — чуть более 20000. Большая часть проживающих в Алеппо наших соотечественников выезжает на Запад, где процесс ассимиляции протекает особенно интенсивно. Армяне Алеппо — это удивительный пласт, синтезирующий элементы армянского первозданного типа. В армянских школах города учатся удивительные дети, которые исполняют национальные песни, обсуждают проблему Арцаха и не скрывают своей любви к родине. Сегодня все эти семьи также вынуждены ступить на путь миграции, и армянская государственность просто не имеет права позволять себе растворение этого богатейшего культурного пласта в иной среде.
Тысячи армян проживают и в сирийских селах, которые также оказались в горячем котле арабских революций. В частности, сельский уклад их жизни может и должен быть адаптирован к новой почве освобожденных территорий. Причем переселение должно осуществляться коммунами, а не отдельными семьями. Тем самым решаются стратегические задачи — сохранность национального ресурса и демографическое освоение Арцаха. Подобный сценарий не требует от армянских властей больших финансовых затрат — мигранты в любом случае тратят собственные сбережения на весь цикл перемещения за океан. Единственное, что требуется от Еревана, — готовность принять своих соотечественников и разработать соответствующую концепцию.
Голос Армении