В Баку сбрасывают овечью шкуру
После явной безрезультативности июньской встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Казани посредники Минской группы ОБСЕ стали предпринимать активные попытки спасти мирный процесс от провала. Последовало совместное заявление сопредседателей Минской группы, в котором содержался призыв «принять Базовые принципы и перейти к фазе разработки мирного соглашения». Затем ими был совершен визит в регион, по итогам которого вновь было принято совместное заявление, где подчеркивалась «важность достижения согласия по Базовым принципам для перехода к переговорам по финальному мирному соглашению».
Признаться, при ознакомлении с содержанием подобных заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ не можешь избавиться от ощущения, что посредники действуют в неком виртуальном, не имеющем ничего общего с реальностью, пространстве. Взять хотя бы следующую формулировку из их заявления: «Несмотря на то, что стороны не достигли окончательного согласия относительно Базовых принципов в Казани, был достигнут прогресс». В чем выражается этот прогресс, сказать чрезвычайно сложно. Тем более на фоне «прогрессирующих», непрекращающихся заявлений президента Азербайджана «обеспечить свою территориальную целостность любым способом, в том числе используя фактор армии».
Неужели международные посредники столь близоруки, что в упор не видят очевидное – официальный Баку давно уже, при том цинично, саботирует процесс мирного урегулирования конфликта? На это открыто указывают все его действия за последние десять лет, если за точку отсчета взять встречу президентов Армении и Азербайджана в американском курортном городке Ки-Уэст. По оценкам экспертов, тогда, в апреле 2001 года, стороны были в шаге от подписания мирного соглашения, чего, однако, по вине Азербайджана не произошло. Ситуация дежавю повторилась и в Казани. По сообщению российских СМИ, в столице Татарстана стороны были как никогда близки к достижению компромисса, но в последний момент Ильхам Алиев дал задний ход – им были выдвинуты десять предложений, смешавших все карты. Содержание этих поправок неизвестно, но, думается, это и не столь важно. Скорее всего, Азербайджан, не желающий принимать предложенные посредниками принципы урегулирования, один из которых предусматривает определение будущего правового статуса Нагорного Карабаха на основе имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения, просто использовал «декалог» своих предложений для срыва возможного соглашения. Как результат, перспективы урегулирования конфликта оказались в заложниках у азербайджанских поправок. По крайней мере, как сказал глава МИД Армении Эдвард Налбандян, продвижение в процессе карабахского урегулирования будет возможным, если Азербайджан отзовет эти 10 предложений. Из той же серии недавнее заявление министра иностранных дел Азербайджана о том, что необходимо перейти к работе над мирным соглашением… без окончательного согласования Основных принципов урегулирования.
На первый взгляд, логики – никакой, но отсутствие здравой логики тоже своего рода логика. Для Азербайджана, разумеется, ибо там абсолютно не желают разрешения конфликта по тому сценарию, который не удовлетворяет его непомерным амбициям, отчего и методично загоняют процесс мирного урегулирования в тупик. В этом и заключена вся азербайджанская логика. Но здесь, в продолжение темы близорукости сопредседателей Минской группы ОБСЕ, хотелось бы сказать и о другом. Все последние годы азербайджанская сторона, пуская пыль в глаза посредникам, прикрывала свой неконструктивизм в переговорном процессе словесной шелухой о приверженности принципу мирного разрешения конфликта, об уважении норм международного права и т.д., аккуратно подписывая совместные заявления по итогам встреч на высшем уровне, хотя затем и не выполняла их требования. Но сейчас, кажется, Азербайджан уже не пытается и далее скрывать свое истинное лицо и истинные намерения.
Так, на минувшей неделе вице-премьер азербайджанского правительства Али Гасанов в интервью турецкой газете «Hürriyet» открытым текстом высказался в том смысле, что переговоры по Карабаху Азербайджан ведет только затем, чтобы создать видимость для международного сообщества. По его же словам, Баку ведет переговоры с Ереваном ради переговоров, так как если Азербайджан откажется от участия во встречах, то он может быть назван недемократическим государством. Что же подвигло азербайджанского вице-премьера на такую откровенность? Неужели он столь наивен, что полагал, будто интервью газете «Hürriyet» будет опубликовано только на турецком языке и не станет достоянием широкой аудитории, а потому волку можно сбросить свою овечью шкуру? Думается, нет. Вполне вероятно, что азербайджанская сторона, зажатая в угол Мадридскими предложениями, а точнее, упомянутым уже принципом о волеизъявлении народа Нагорного Карабаха, решила пойти ва-банк и прибегнуть к давно облюбованному ею методу шантажа международных посредников в надежде угрозами возобновления войны добиться нужного для себя решения. Благо сопредседатели Минской группы, которые ни разу не дали жесткой оценки контрпродуктивным действиям Азербайджана, такие надежды питают. Азербайджанская откровенность требует от посредников такой же откровенности. Настало время прекратить заниматься самообманом, как и придерживаться принципа паритета в оценках поведения сторон.
Леонид Мартиросян defacto.am