Борьба за Карабах 2.0
Хотя карабахский конфликт за пределами самих Армении и Азербайджана ушел далеко на периферию общественного внимания, его перерастание в новую войну в обозримом будущем представляется практически неизбежным. Это объясняется крайней ожесточенностью сторон, абсолютной несовместимостью их позиций и, главное, принципиальной невозможностью для Баку сохранения статус-кво навечно, а для Армении — полной неприемлемостью слома статус-кво. Никакая Минская группа ничего с этим поделать не может, хотя в данном случае ее члены (Россия, США, Франция) демонстрируют уникальное для них единодушие. Просто при всем их значительном влиянии на Баку и Ереван оно все же не настолько сильно, чтобы одна из этих сторон поступилась своими коренными национальными интересами. Компромисс же возможным не представляется.
В случае войны каждая из сторон имеет свои преимущества. У Армении это удобная и прекрасно обустроенная оборонительная позиция вдоль всей линии фронта, а также более высокие, чем у противника, боевые качества военнослужащих. У Азербайджана — гораздо более высокие экономические возможности. Как постоянно повторяют в Баку, военный бюджет Азербайджана больше, чем весь ВВП Армении.
По официальным данным на 1 января 2011 года, Азербайджан имел на вооружении 381 танк, 181 БМП и БТР, 469 артсистем, 79 боевых самолетов и 26 ударных вертолетов. Армения на эту же дату имела 110 танков, 140 БМП и БТР, 239 артсистем, 16 боевых самолетов и 15 ударных вертолетов. При этом вооруженные силы НКР, полностью интегрированные с армянскими, здесь не учтены. Предполагается, что по количеству наземной техники они могут даже превосходить армянскую армию, а вот авиации не имеют.
За счет значительных нефтяных доходов Азербайджан продолжает наращивать военное превосходство над Арменией и НКР как в воздухе, так и на суше. И, соответственно, все сильнее становится соблазн решить карабахский вопрос военным путем. Вполне вероятно, что Баку уже предпринял бы такую попытку, если бы не российско-грузинская война 2008 года. Она привела азербайджанское руководство в состояние шока, поскольку оно представило себя «в шкуре» своих грузинских коллег. Сейчас, однако, шок прошел, а военное преимущество Азербайджана все больше растет.
Для Армении страховкой от азербайджанского удара вроде бы является наличие российской базы в Гюмри и членство в ОДКБ. Однако скорее всего эта страховка иллюзорна. Ни Казахстан, ни Белоруссия, ни уж тем более другие страны Центральной Азии против Азербайджана на стороне Армении воевать заведомо не будут. Не будет этого делать и Россия. Наша база на самом деле является страховкой лишь от вмешательства в конфликт Турции (на стороне Азербайджана). Если же война, как и в начале 90-х, будет чисто армяно-азербайджанской, вероятность вмешательства в нее России на стороне Армении близка к нулю. По крайней мере если действия ограничатся территорией НКР, не затрагивая собственно Армению.
Что касается Запада, то на его позицию будут действовать два противоположных фактора — мощная армянская диаспора (особенно в США и Франции) и исключительная важность Азербайджана для многочисленных нефтегазовых проектов, альтернативных российским. Сделать выбор тут сложно. Впрочем, военное вмешательство в карабахскую войну со стороны США, не говоря уж о европейских странах, абсолютно исключено. Запад просто будет яростно требовать от Еревана и Баку как можно скорее прекратить войну. Как, кстати, и Россия.
Поскольку время работает на Азербайджан, сейчас война выгоднее армянам. Пока силы сторон сопоставимы, они могут рассчитывать на победу, т.е. на очень значительное ослабление военного потенциала противника, который Азербайджану потом придется восстанавливать как минимум лет 15–20. Однако если начать войну самим, армяне окажутся агрессорами, атакующими территорию, которая с любой точки зрения принадлежит Азербайджану. Этого может не понять даже Россия.
Поэтому можно предположить, что самый выгодный с точки зрения Армении и НКР вариант — каким-то образом спровоцировать азербайджанцев напасть первыми, причем как можно скорее. Тогда армяне, находясь в выгодном с военной точки зрения положении обороняющихся на прекрасно оборудованной, подготовленной и давно изученной позиции, сумеют решить главную задачу войны — выбьют наступательный потенциал Азербайджана. Заодно с военным Баку потерпит и политическое поражение, как на международной арене, так и дома. А НКР тогда станет из совсем непризнанной частично признанной страной — как минимум ее признает сама Армения.
Таким образом, войны хотят обе стороны. Главный вопрос в том, в какой момент их желания воплотятся в жизнь.
mn.ru