«Россия для русских!» а «Москва для москвичей!» ?

8 Фев 2012 | Автор: | Комментарии к записи «Россия для русских!» а «Москва для москвичей!» ? отключены

Эгоизм сословия мимикрирует под национализм. Постсоветское сословие москвичей желает, чтоб они имели все официальные льготы – от московской прописки до социальной карточки москвича, но при этом не имели перед государством никаких обязанностей. Однако в случае небутафорской модернизации они едва ли останутся «москвичами».

Кажется, никому из тех, кто выкрикивает сначала «Россия для русских!» и сразу же, почти без перерыва – «Москва для москвичей!» не приходит в голову, что эти два лозунга противоречат друг другу. Между тем оба лозунга включены в обязательную программу протестных мероприятий. Их скандировала толпа на Манежной площади в декабре 2010, с этим лозунгом прошли участники нацдемовского альтернативного «Русского марша» в 2011. Причем, противоречие это фундаментальное, касающееся самой сути мировоззрения тех, кто сегодня считает себя русским национал-демократом и свидетельствующее о том, что очень большое количество этих людей назвать националистами можно разве что с натяжкой.

«Россия для русских!» – это классический лозунг» этнонационализма. Суть его проста: Россия – это государство, созданное историческими усилиями русского народа, в котором русские составляют абсолютное большинство, поэтому Россия должна быть не империей, а национальным русским государством. Это значит, что политическая и экономическая элита должна верстаться по критерию принадлежности к русской нации, а всей полнотой гражданских прав должны обладать тоже лишь русские по происхождению. Что же касается всех остальных народов (и коренных, и некоренных), то они могут существовать в таком русском национальном государстве лишь в качестве нацменьшинств, которые имеют урезанные права (например, не могут занимать определенные должности), а в идеале должны и вовсе ассимилироваться в русском народе.

Короче говоря, согласно убеждениям сторонников лозунга «Россия для русских!» носителем суверенитета российской государственности должен быть не абстрактный «многонациональный народ Российской Федерации», а русская этнонация, то есть сообщество людей, имеющих русское происхождение. В этом отличие этнонационалистов от тех, кто считает носителем суверенитета России русскую гражданскую нацию, то есть сообщество людей, принявших русские культуру и язык, но имеющих разное, не обязательно русское, славянское происхождение. Поскольку же суверенитет реализуется в современном мире через механизмы представительной либеральной демократии западного типа, то эти русские националисты являются не только националистами, но и демократами, а также либералами. Как таковые они, безусловно, должны быть сторонниками равноправия всех членов нации перед законом. Собственно, национализм по определению своему совпадает с эгалитаризмом и поэтому он и является буржуазной идеологией, этим он, в частности, отличается от традиционализма, который позиционирует себя как антибуржуазная, антиэгалитарная идеология, выступает за сословность, неравенство людей перед законом и за идеократический, а не национальный критерий отбора в политическую элиту империи.

Однако призыв к тому, чтоб в Москве жили одни лишь москвичи совершенно противоположен эгалитарному и демократическому настрою национализма. Прежде всего, кто здесь понимается под «москвичами»? В демократиях Запада берлинцем или ньюйоркцем считаются люди, которые фактически живут в Берлине или Нью-Йорке, независимо от того, где они родились, кто их родители, и когда они приехали в Берлин или Нью-Йорк. Более того, поскольку на Западе отсутствуют внутренние паспорта и институт прописки (разрешительной, а не уведомительной регистрации), то человек там может быть жителем сразу нескольких городов (если у него, конечно, есть деньги купить себе квартиры в разных городах, а также время и возможности жить в них, переезжая из города в город).

Но в этом смысле лозунг «Москва для москвичей» теряет всякий смысл, ведь тогда москвичом можно было считать и азербайджанского торговца с Ясеневского рынка. Можно было бы подумать, что сторонники этого лозунга имеют в виду фактических жителей Москвы славянского происхождения, но и это не так. Достаточно заглянуть на интернет-форумы и почитать посты защитников этого лозунга, мы убедимся: немосквичи для них все те, кто «понаехали», то есть те, кто не родились в Москве, а приехали в нее уже в зрелом возрасте для того, чтобы, как говорили в славном девятнадцатом веке «делать карьеру и фортуну». Всех их, независимо от того, русские они или азербайджанцы, сторонники лозунга «Москва для москвичей!» желали бы выселить из Москвы и больше не пускать в нее. Они согласны предоставлять право временно жить в Москве иногородним студентам, но лишь с условием, что те покинут Москву, закончив вуз или колледж) [1]. Но каким образом можно выселить из Москвы человека только за то, что он не родился в Москве? Разумеется, только при условии существования института прописки (разрешительной регистрации), наличие которой обязательно для легального пребывания на определенной территории, и отсутствие которой – причина для насильственного препровождения в другое место.

Безусловно, такая постановка вопроса вопиюще противоречит устоям идеологии национализма, в основе которой, как мы уже говорили, лежит эгалитаризм, то есть принцип равенства всех перед законом, что предполагает равенство прав русского жителя Рязани и русского жителя Москвы, а значит и право рязанца приезжать в Москву, когда он захочет и жить там, сколько он хочет, если у него есть для этого средства. Для русского националиста, да еще и демократа, по меньшей мере странно считать нормой то, что русский пенсионер в Рязани получает пособие в несколько раз меньшее, чем такой же русский пенсионер в Москве и требовать, чтобы русский пенсионер из Рязани и его дети и внуки ни в коем случае не смогли бы пользоваться благами, которые имеют москвичи.

Итак, лозунг «Москва для москвичей» — не националистический и не демократический. Если называть вещи своими именами, это лозунг сословный. Суть его, как мы выяснили, состоит в следующем: «право на московскую прописку (регистрацию) и все, связанные с нею блага, должны иметь лишь лица, родившиеся в Москве». Лозунг этот направлен против кавказцев лишь потому, что кавказцы – наиболее очевидный пример тех, кто приезжает в Москву и получает прописку (регистрацию) не по праву рождения, а за деньги или с использованием личных связей (либо вовсе не получает и живет на нелегальном положении, не являясь москвичом даже формально). Но точно такое же отношение русские москвичи, разделяющие этот призыв, испытывают и к своим соплеменникам, родившимся в провинции (в Интернете они не стесняясь презрительно именуют их «понаехавшими из Мухосрансков»). Таким образом – это лозунг тех, кто имеет права и блага, даруемые ему по праву рождения московской пропиской (регистрацией) и кто не желает делиться ими с остальными. Перед нами проявление узкого эгоизма «сословия москвичей», возникшего еще в СССР и существующего и в современной России. Это именно сословие, потому что именно сословиями ученые называют «классы, на которые делится общество по правам и обязанностям и учрежденные государством, которое возлагает на них эти обязанности и дарует права, отражая это в законах» (В.О. Ключевский «История сословий России»). Более того, сословие москвичей наследственное, потому что москвичом можно родиться. Когда же оно возникло?

Сословие москвичей, равно как и жителей других городов и вообще – советское сословие горожан [2] — было создано в 1932 году в ходе сталинской паспортной реформы. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописки паспортов», все граждане СССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках» обязывались иметь паспорта, в которых ставилась особая отметка о разрешении жить в данном городе (населенном пункте) – прописка. Паспорта не получали лица, не занятые общественно-полезным трудом (кроме инвалидов и пенсионеров), а также кулацкие, уголовные и «антиобщественные» элементы. Лица, не имеющие паспортов, не могли находиться в городах более 3 (затем — 7) суток под угрозой наложения административного штрафа и выдворения из города, а в случае повторного нарушения паспортного режима – уголовного наказания (начиная с 6 месяцев исправительных работ). Но и 3 (7 суток) лица без паспортов могли находиться в городах лишь при наличие справки о служебной командировке. При отсутствии таковой лицо не должно было покидать место постоянного жительства.

Иногда институт прописки и паспортный режим современные либералы именуют «советским крепостным правом», но это непонимание реалий советского общества. Если они носили репрессивный характер, то как объяснить тот факт, что тысячи жителей стремились получить прописку? На самом деле прописка (и паспорт) даровали их обладателю массу привилегий. Гражданин, прописанный в городе и имеющий паспорт, мог рассчитывать на получение хотя бы минимальной жилплощади (прописывали ведь в какое-либо место, а значит, предоставляли хотя бы комнату в общежитии), на поступление на работу (без паспорта и прописки в данном городе на работу не брали), на более или менее свободное передвижение по стране (без паспорта человека тут же препровождали по месту жительства). Это не говоря уже о том, что само жительство в городе и наличие работы на предприятии или в учреждении даровало человеку множество благ: на получение квалифицированной медицинской помощи, высококлассного образования, на возможность отовариваться в закрытых распределителях того или иного предприятия (учреждения), на получение от профсоюза материальной помощи, бесплатных или льготных путевок в санатории и т.д. Всего этого жители села – колхозники — были лишены.

Итак, горожане в СССР после паспортизации 1932 года стали именно сословием, потому что по закону получили определенные привилегии, которых были лишены другие слои советского общества (прежде всего, сельчане-колхозники). Но оборотной стороной этих привилегий были обязанности, невыполнение которых лишало всех льгот. Первейшей из них был общественно-полезный труд на предприятиях и в учреждениях данного города. Паспортная система и была введена для того, чтоб регулировать миграцию трудовых ресурсов и оставить в городах лишь тех, кто нужен для производства, соцобеспечения и управления. В 1940-1950-х г.г. в паспорте даже записывали место работы наряду с местом жительства (и гражданин не мог его сменить по своей воле). Второй важнейшей обязанностью была законопослушность и лояльность. Лица, судимые за уголовные и тем более политические преступления, лишались права прописки в крупнейших городах СССР. Наконец, была обязанность, которая распространялась только на горожан – запрет на мелкорозничную частную торговлю. Если этим занимался горожанин, то такая торговля приравнивалась к спекуляции и наказывалась, по закону пусть даже он продавал яблоки из своего сада; в то же время колхозники имели законное право на продажу излишков продукции своего хозяйства.

Сословие горожан имело свои подсословия. Наиболее привилегированными среди горожан были москвичи. И дело не только в том, что Москва всегда лучше снабжалась, а значит москвичи лучше питались, лучше одевались, получали лучшее образование и т.д. Целый ряд подзаконных актов (постановлений, инструкций и т.д.) 1930-1960-х г.г. определил особый статус Москвы как «режимного города». Еще в 1930-е годы были приняты постановления, ограничивающие строительство промышленных предприятий на территории Москвы, чтобы огранить приток в Москву мигрантов. В 1958 году принимается постановление, согласно которому лица, получившие образование в вузах г. Москвы, подлежат распределению вне Москвы, если только они не родились в Москве. То же постановление рекомендует не прописывать в Москве приезжающих. В 1964 году особый статус Москвы был признан на высшем уровне — постановлением Совета министров СССР. Таким образом, сословие москвичей стало одним из самых закрытых сословий Советского Союза.

Нас не должно обманывать название «москвичи». Собственно к коренным москвичам они, как правило, не имели отношения. В сословие москвичей в ходе паспортизации 1932 года вошли рабочие предприятий и работники учреждений г. Москвы, большинство из которых были либо выходцами из крестьян близлежащих к Москве губерний, либо выходцами из еврейских местечек Юга России, хлынувшими в Москву в 1920-е годы (в 1920 г. население Москвы составляло 1027 тыс. человек, в 1926 г. — уже 2026 тыс. человек,). Настоящие коренные москвичи – московские купцы, дворяне, мещане и их потомки в согласии с постановлением от 1932 года в основном были лишены паспортов с московской пропиской как «нетрудовые» и «непролетарские» элементы и выселены из Москвы в другие города и в древни. Так что, те нацдемы, которые сегодня скандируют на митингах «Москва для москвичей!», имея в виду под москвичами, естественно, себя, собственно к традиционным москвичам, описанным у Гиляровского, как правило, отношения не имеют. Они потомки тех, кто приехал в Москву в лучшем случае в 1930-е годы, а скорее всего – в 1970-е. Равно как и провозглашаемые ими лозунги – думаю, не дурно повторить это еще раз – не имеют никакого отношения к русскому национализму.

Не нужна им никакая «Россия для русских!». Их нелюбовь к кавказцам, повторим – это лишь одна из форм нелюбви ко всем, кто приезжает в Москву и претендует на получение той важнейшей для них ценности и привилегии, которую они получили по праву рождения и с которой ни с кем делиться не желают. Кавказцы лишь наиболее яркие типажи из категории «понаехавших», которую они так ненавидят. Точно также они не питают симпатии и к волжанам, уральцам, сибирякам, пусть те даже чистокровные русские. Они ведь не «москвичи»!

Перед нами — назовем вещь своим именем еще раз — эгоизм сословия москвичей, не желающих, чтоб в их сословие проникали чужие (так же, например, дворяне в начале ХХ века не желали, чтоб смягчались препоны для попадания в их сословие). Это — эгоизм сословия, мимикрирующий под национализм. В России в эпоху слабости государства и деградации сплачивающей государство идеи сословия всегда стремятся к тому, чтоб получить как можно больше льгот и выполнять как можно меньше обязанностей по отношению к государству. Вот и постсоветское сословие москвичей желает, чтоб они имели все официальные льготы – от московской прописки до социальной карточки москвича (и все неофициальные льготы, например, возможность сдавать свои квартиры за бешеные деньги тем, кому не посчастливилось родиться в Москве), но при этом не иметь перед государством никаких обязанностей.

Говорят, история повторяется. В России никому еще не удавалось построить какой бы то ни было либерализм, ни национальный, ни интернациональный. Какие бы красивые западные идеи у нас ни провозглашались, дело всегда кончалось появлением нового сословного служилого идеократического вождистского имперского государства. Поэтому можно уже сейчас предсказать, что если наступит пора настоящей, а не бутафорской медведевской модернизации, и возникнет нужда в государственном регулировании миграций в стране — будет проведена новая паспортизация на манер той, что была в 1932 году. И нынешние спекулянты, рантье, офисный планктон, политиканствующая либеральная богема, безработные полууголовники с окраин и штатные болтуны из блогосферы – все, кто сейчас шипит по поводу «понаехавших», будут выселены за 101-й километр как некогда из сталинской Москвы выселили бывших купцов и нэпманов. А их места займут рабочие и инженеры, которые будут работать на возрожденных предприятиях, научные сотрудники и преподаватели, которые будут работать в восстановленных НИИ, институтах и университетах, управленцы и служащие, которые придут на смену погрязшим в коррупции работникам нынешних министерств и ведомств — короче, лучшие специалисты, собранные со всей страны, которые составят новое сословие москвичей. И тогда Москва снова будет не для москвичей, а для всей нашей огромной Родины и ее народа.pravaya.ru

Другие статьи категории "Политика":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.