В Армении нужно развивать производство беспилотников: Интервью
В 2012 г. в Армении впервые пройдет конкурс беспилотных летательных аппаратов, авансом вызвавший большой интерес. О целях и задачах конкурса мы побеседовали с исполнительным директором Союза предприятий информационных технологий Армении (UITE) Кареном Варданяном.
Г-н Варданян, в Армении впервые проводится конкурс беспилотных аппаратов. В чем необходимость?
Технологическое развитие во всех сферах ведет к самоуправляемым приборам, в особенности на это ставится акцент в авиации. Это касается не только военной авиации – сферой применения может стать и контроль дорожной полиции, космическая съемка. Мы должны активно осваивать эту сферу, и убежден, что в будущем армянская промышленность серьезно преуспеет в производстве таких приборов или комплектующих к ним.
Самое важное: сейчас мы находимся в противоборстве, постоянной опасности войны. Так было последние 5 тысяч лет, и так будет в предстоящие 5 тысяч лет. Нашей армии должно быть доступно современное вооружение. Мы должны иметь уникальные, с армянским дизайном, армянскими инженерными решениями, беспилотные летательные аппараты. Почему армянскими? Потому что в военных условиях неизвестно, продолжит ли поставки иностранный партнер. Мы уже производим беспилотные аппараты, однако отрасль нужно развивать, можно создавать и беспилотные истребители, либо аппараты с легким вооружением. Необходимо развивать и конкуренцию, этим могут заниматься несколько компаний.
На прежних конкурсах роботостроения Armrobotics не все модели справлялись с заданием. Где гарантия, что более ответственный конкурс окажется по плечу?
Если вы говорите о роботах-саперах, то в ряде аспектов этот конкурс даже сложнее. Здесь роботы передвигаются по земле, и, по правилам, для навигации не могут использовать систему GPS – в отличие от летательных аппаратов. Основные задачи возникают именно из-за навигации. Если робота ориентирует лазерный луч, он может «споткнуться» о шероховатую поверхность поля, если компас – может возникнуть погрешность из-за металлических каркасов строений. При радионавигации помехи могут вызвать Wi-Fi зоны или радиоволны.
Вместе с этим мы оставляем в программе более простые конкурсы для студентов и школьников, однако пытаемся проводить и сложные. Наша цель – выявить людей, способных создавать сложные инженерные решения. Конкурс развивает такие способности, и мы пытаемся создать общую атмосферу для таких людей и собрать их в критическую массу.
Возможно, построить беспилотник будет дороже, чем робота-сапера. Не помешает ли это конкурсантам?
Почти вдвое дороже, но наша поддержка на этом конкурсе будет больше. Зарегистрированные конкурсанты должны будут представить концепции своих моделей. Лучшие из них, которые одобрит жюри, мы поддержим. Это не значит, что остальные концепции останутся за пределами соревнования. Если самостоятельно подготовившиеся моделисты покажут хороший результат, мы профинансируем часть их затрат. Мы помогаем в основном важными частями, которые нельзя купить из магазина.
Каким будет задание?
Вначале отмечу, что в конкурсе не будет ограничений на тип аппарата. Аппарат может лететь сам или с дистанционным управлением, может иметь дизайн и вертолета либо дирижабля. Мы принимаем к конкурсу любые модели.
Конкурсной площадкой станет территория в 2 га, координаты которой мы сообщим участникам. Аппарат должен будет найти центр территории, где на белом фоне будут указаны остальные координаты. Считав их, нужно прибыть к указанным точкам и сбросить на каждую 200-300-граммовый предмет. Здесь должны быть применены и определенные приемы автоматизации, и соблюдена зрелищность.
Роботов-саперов готовили команды по трое: механик, электронщик, программист. Сколько человек будет здесь?
Думаю, в среднем должно быть семеро. Необходимы и авиамоделисты, и специалисты по электронике, и механики, и программисты. Среди подавших заявку претендентов есть опытные авиамоделисты и инженеры. Кроме того, мы будем помогать в комплектации команд, если те сами не смогут подобрать партнеров.