Франция готовится поставить точку в «армянском вопросе»
Раздражение Анкары не помешает принять нужный Саркози закон.
Сенат Франции в понедельник готов проголосовать за закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в Османской Турции в 1915 году. После того как 22 декабря прошлого года нижняя палата его одобрила, практически ни у кого не осталось сомнений, что он все же поступит на подпись президенту Николя Саркози.
Официальная Анкара болезненно отреагировала на инициативу французских законодателей и даже отозвала из Парижа своего посла «для консультаций». Правительство Реджепа Эрдогана грозит санкциями, в том числе и в торгово-экономической сфере, если закон вступит в силу.
Ситуацию вокруг спорного законопроекта «Известиям» прокомментировал заместитель главного редактора французского еженедельника «Экспресс» Кристиан Макарян. По его словам, проект этого закона вызвал значительно больше полемики, чем ожидалось. Очевидно, что его обсуждение было приурочено к начавшейся кампании по выборам президента. Инициатива социалистов, за которой стоит штаб кандидата в президенты от этой партии Франсуа Оланда, была подхвачена Николя Саркози. Он, как считает эксперт, не пожелал терять поддержку армянского электората.
Однако на этот раз споры затронули не только политиков и историков. С осуждением законопроекта, предлагающего год тюрьмы и €45 тыс. штрафа для нарушителей, выступил бывший председатель Конституционного суда Робер Бадантер. Он заявил, что контекст закона об исторических событиях не предполагает уголовного наказания за их отрицание. Известный юрист уверен, что такая постановка вопроса антиконституционна и должна решаться высшей судебной инстанцией страны.
А вопрос о геноциде, по словам Бадантера, надо оставить историкам, а не правоохранительным органам.
Внутри правящего большинства, да и в рядах оппозиции закон также породил серьезные разногласия. Позиция кандидатов в президенты далеко не всегда поддерживается однопартийцами. Председатель Национального собрания Франции Бернар Аккуайе заявил, что воздержался от голосования, хотя его родной Союз за народное движение голосовал «за».
Председатель Сената социалист Жан-Пьер Бел считает, что неправильно принимать закон, поскольку тот повредит двусторонним отношениям между Турцией и Францией.
Те не менее Кристиан Макарян уверен, что закон будет принят. И Саркози, и Оланд заставят соратников его поддержать, так как это их предвыборный приоритет. А до 22 апреля, когда пройдут президентские выборы, остается мало времени.
Конечно, на позицию правящего большинства оказывают влияние плохие личные отношения Саркози с турецким премьером, который припомнил французам геноцид алжирцев в ходе их борьбы за независимость. Сейчас у президента республики удобная возможность на деле подтвердить свою решимость не пускать Турцию в ЕС. После прямых угроз Анкары свернуть военные и экономические отношения с Францией ему ничего не остается, как идти до конца. Впрочем, отношения не обязательно после этого свернутся до нуля.
— Эффективность санкций Анкары вызывает сомнения: в 2001 году, после первого французского закона, осудившего геноцид, казалось, будет разрыв на долгое время, — напомнил Макарян.
Но тогда франко-турецкий товарооборот составлял €3 млрд, а сейчас — уже 10 млрд. Для Турции Европа — главный рынок, потребляющий 80% ее продукции. Ссориться в этих условиях с одной из главных европейских держав как минимум контрпродуктивно.
Другой вопрос, полагает эксперт, что некоторые военные и авиационные заказы Франция все же потеряет. Возможно, подвиснет ее участие в строительстве АЭС на турецкой территории. Но скорее всего после выборов отношения между двумя государствами нормализуются.
ИЗВЕСТИЯ