nationalidea: Болтовня растерянных
Все началось с того, что президент Азербайджана Ильхам Алиев решил во время заседания совета министров сообщить присутствующим о последних развитиях переговоров по карабахскому конфликту. Слово «решил» в этом случае выбрано не столь правильно, поскольку, по сути, подобное выступление было вынужденным шагом, обусловленным событиями, произошедшими в течение последних недель. А самым важным из них, пожалуй, можно считать письменное послание президента РФ Д.Медведева, содержание которого пока не рассекречено, однако нетрудно догадаться, что оно будет иметь ультимативный характер. И теперь, уступив таким и другим аналогичным давлениям, Алиев вынужден был сказать своему народу такие вещи, о которых давно не говорил.
В первую очередь он сказал, что весьма обнадежен последним совместным заявлением руководителей сопредседательствующих в Минской группе ОБСЕ стран, и чувство такого удовлетворения возникло от того, что в нем есть ссылка на заключительный Хельсинкский акт. Затем добавил, что их активность приведет к реальным результатам, т.е. основополагающие принципы скоро будут согласованы, и таким образом будут созданы условия для подготовки мирного договора. И только после этого светлого предисловия Алиев перешел к главному – раскрыл документ, который должен был быть секретным. Речь, безусловно, идет о Мадридских принципах. Однако для Азербайджана в настоящее время дипломатическое молчание отныне не имеет цены, и Алиев считает, что «пришло время, когда мы должны открыто сказать об этом». И сказал.
Прежде всего он отметил, что документ предусматривает вывод армянских сил из оккупированных территорий. «Предусмотрены быстрый вывод армянских войск из пяти, а через пять лет – из двух районов и возвращение граждан Азербайджана на родные земли. В этих предложениях было также предоставление Нагорному Карабаху временного статуса. Действие коридора между Нагорным Карабахом и Арменией также было в этих принципах… Для обеспечения безопасности как армянского, так и азербайджанского населения необходимо было привести в регион миротворческие силы», — один за другим перечислил Алиев. Разумеется, он со спокойной совестью обошел ряд других пунктов и, в частности то, что, согласно тому же документу, окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен в результате имеющего обязательную правовую силу волеизъявления народа и пр. Однако эта «забывчивость» на сей раз будет прощена, поскольку обнародованных пунктов было вполне достаточно, чтобы азербайджанцы на какое-то время оказались в недоумении и замешательстве. Прекрасно осознавая это, президент Азербайджана закончил свою пламенную речь формулировкой, которая полностью противоречила всем предыдущим мыслям. «Что касается определения правового статуса НКР, то по принципам 2009г. было указано, что это – вопрос будущего, и в случае согласия сторон он может найти свое решение. Т.е. без согласия Азербайджана и Нагорного Карабаха никакого правового статуса быть не может. Именно поэтому я неоднократно говорил и сегодня хочу повторить, что отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана, предоставление независимости Нагорному Карабаху или его присоединение с Арменией никогда не было и не будет темой переговоров», — резюмировал он.
После такого заявления Армения имеет полное право раз и навсегда выйти из переговорного процесса, и никто не обвинит Ереван в неконструктивной позиции. Однако это – предмет другого обсуждения. А пока начавшийся в Азербайджане переполох все больше усугубляется. В тот же день на том же заседании «миролюбивый» Алиев поручил увеличить военные расходы страны, заявив, что существующих 3,3, млрд долларов – и много, и мало. Много, потому что это большая цифра, а мало, поскольку они должны обратить на эти вопросы еще больше внимания. «Я считаю, что до конца года мы должны найти дополнительные средства для увеличения наших военных расходов. Сегодня я даю совету министров такой приказ», — сказал он.
Но вернемся к вопросу Карабаха, ибо сразу после речи Алиева руководитель отдела по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов передал новые оттенки к уже сказанному и подтвердил, что азербайджанцы действительно намерены предоставить Нагорному Карабаху промежуточный статус. Гасанов пошел еще дальше, пояснив, что через десятки лет в естественных, мирных условиях может определиться окончательный статус Нагорного Карабаха. Он еще не знал, что через считанные часы после его выступления пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов должен был заявить, что разговоры о предоставлении промежуточного статуса абсурдны и нелогичны. Полухов должен был также отметить, что если в будущем будет обсуждаться такой вопрос, то Карабах должен иметь этот статус в составе Азербайджана.
Когда правая рука не ведает, что делает левая, это еще терпимо. Но когда разные головы одной и той же власти произносят противоречащие друг другу мысли, это уже свидетельствует о всеобщем переполохе и панике. Причем если вместе с этим они пытаются приписать эти формулировки мадридскому документу, то в таком случае нелишне вспомнить, что месяц назад личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспрчик уже дал разъяснения по относящемуся к статусу положению, сообщив, что «временный статус, который по так называемым мадридским принципам предусмотрен для Нагорного Карабаха до проведения референдума, не должен быть ниже нынешнего статуса Нагорно-Карабахской Республики».
Но вопрос статуса был не последним болотом, в котором должны были погрязнуть в этот день азербайджанцы. Курьез продлился, на сей раз за счет министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова, который решил не отставать от других и в интервью агентству Interfax сказал, что его страна предлагает Армении без промедления перейти к работам по мирному договору об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. «Я считаю, что достигнут определенный прогресс, и мы спокойно можем перейти к разработке мирного договора, не дожидаясь следующего этапа переговоров по основополагающим принципам». На вопрос, когда Баку готов начать переговоры с армянской стороной по мирному договору, министр ответил: «Хоть сегодня».
Вряд ли в голову какого-либо умного человека могло прийти, что можно заключить договор по несогласованным вопросам. А Мамедьярову такая идея приглянулась, и это в том случае, когда всего днем раньше его непосредственный шеф говорил о важности согласования основополагающих принципов.
То, что в Баку все перемешалось, это в действительности не столь радостный факт. Очень трудно иметь дело с тем, кто сам не знает, чего хочет на самом деле. С другой стороны, не остается сомнений, что позиция Азербайджана за одну ночь стала неожиданно мягкой и смиренной. А такое поведение присуще только тем, кто либо получил тяжелую оплеуху, либо ему приснился дурной сон или же он боится того, что представляет собой уже не предполагаемую, а реальную опасность.