Власти Азербайджана обеспокоены «арабская весна стучит дверь Гейдаристана»
Несмотря на то, что в 2011 году активисты и оппозиция бросили вызов властям Азербайджана, общественный резонанс был приглушен и общественные волнения были обузданы. Число политических заключенных увеличилось, и, похоже, намечается увеличение их числа и в 2012-ом.
Это была Арабская Весна, которой прежде не было: ряд акций протеста, прошедших в Азербайджане в начале года, были нацелены на инициацию новых выборов и отставку президента Ильхама Алиева, сына и преемника бывшего президента Гейдар Алиева. Когда движение получило небольшой импульс, в январе один из оппозиционных лидеров предупредил, что если азербайджанские власти не согласятся на новые, демократические выборы, то «люди восстанут». «К тому времени будет слишком поздно для властей, и события будут развиваться в соответствии с тунисским и египетским сценариям», — отметил он.
Однако, люди не восстали. После ряда акций протеста, которые продолжились до июня и были организованы в спешке оппозиционными партиями или через Facebook, политическая жизнь в Азербайджане была в большей степени похожа на ситуацию, царящую в Египте, Тунисе и других странах мусульманского мира до революций 2011 года.
Реакция властей продемонстрировала страхи и стратегию правительства. Как в соседней Армении, оппоненты правящей элиты стремились вызвать широкие протесты. Однако, в отличие от Армении (где приближающийся демократический плюрализм более очевиден, чем в Азербайджане), митинги были относительно небольшими, и реакция властей была быстрой и жесткой. В «Великий народный день», организованный небольшой группой азербайджанских активистов 11 марта через соцсеть Facebook, собралось небольшое количество людей, которых окружили сотрудники полиции и арестовали нескольких участников. В марте и апреле состоялись также несколько митингов, сотни людей были арестованы и некоторые подверглись уголовному преследованию.
Несмотря на утверждения одного уважаемого аналитика о том, что «нет серьезных доказательств тому, что сотрудники полиции применили чрезмерную силу», довольно распространенный видеоматериал показывает, что полицейские притесняют митингующих и даже разбивают вдребезги окно автобуса дубинкой, чтобы пустить слезоточивый газ в митингующих, которых сами же загнали в этот автобус.
Среди тех, кто был осужден и кому были предъявлены обвинения в «нарушении общественного порядка» и подобных нарушениях в связи с апрельскими протестами, был председатель партии «Мусават» Ариф Гаджили и 9 других – все они на данный момент отбывают срок в тюрьме. В мае, выпускник Гарварда и активист Facebook- а Бахтияр Хаджиев был приговорен к двум годам тюрьмы за уклонение от военной службы. Сам он и многие организации по правам человека считают, что данный шаг был политически мотивированным. Другой активист соцсети, Джаббар Савалан также был приговорен к двум годам и шести месяцам тюремного заключения по обвинению в хранении наркотиков.
Международное сообщество выразило в этой связи возмущение, в частности, ЕС выразил свою обеспокоенность в вопросах осуждения Савалана и Гаджиева, а также запугивания Института мира и демократии в августе. В свою очередь организация Amnesty International выступила с заявлением, назвав «сфабрикованными» выдвинутые против Савалана обвинения.
Реакция властей подразумевает тщательно выстроенную программу «общего оскорбления и целевого преследования», в рамках которой оппозиционных партии и их лидеров изолируют и подрывают их авторитет с помощью правовой системы, периодического насилия со стороны сотрудников полиции и кампании «черной пропаганды».
Компонент «оскорбление» предназначен, в частности, для деморализации двух основных оппозиционных партий и сокращения латентной общественной поддержки, которая может проявиться в случае активизации оппозиции – это продолжительный долгосрочный проект, реализации которого усилилась после смерти Гейдара Алиева в конце 2003 года.
Председатель центра Восток-Запда Арастун Оруджлу заявил в беседе с ISN в начале этого года, что власти начали переходить с неофициальной ликвидации оппозиции к чему-то более конкретному. «Теперь их целью является официальное разрушение оппозиции», — отметил он.
В этом вопросе они удостоились успеха. Усилия, предпринятые за последний год-два, включили в себя клеймение партии «Мусават» «коллаборационистами армян» (тема, которая обсуждалась в прошлогодних парламентских выборах»), и вдобавок клеймо «джихадист» к списку других грехов, в которых председателя партии «Народный Фронт» Али Керимли регулярно обвиняют.
В конце марта, к примеру, в ходе митинга, санкционированного правящей партией «Ени Азербайджан» (YAP), молодые протестующие радостно держали в руках плакаты, где на фотографиях, полученных посредством фотошопа, изображен Керимли в арафатке, а в руках он держит АК–47. Эта было новой оскорбительной тактикой, что являлось дополнением к двум другим обвинениям в адрес Керимли, согласно которым он состоит в тайном сговоре с армянами и является геем – это довольное взрывное обвинение с целью отчуждения наиболее консервативных элементов азербайджанского общества.
Для проведения этих кампаний стал больше использоваться Интернет, и иногда они велись в тех социальных сетях, которые использовались для организации антиправительственных протестов в начале года.
В начале марта, когда была угроза, что протесты нависнут над Баку, сайт qaynar.info, считающийся управляемым провластной молодежью, опубликовал список известных азербайджанцев, у которых в Facebook-е есть друзья-армяне. Известно, что антиармянские настояния все еще глубоко укоренены в Азербайджане в связи с вопросом Нагорного Карабаха. Некоторые из комментариев к публикации были особенно мстительными. К примеру, один из комментаторов разглагольствовал о том, что указанные азербайджанцы «должны быть убиты, должны быть повешены в центре города».
К счастью, в противовес этим комментариям, некоторые читатели отметили «боже нас упаси от таких «патриотов» как ты»; «попробуй сделать столько же, сколько сделал Аднан Гаджизаде для этой страны, и тогда, может быть, и сможешь комментировать армян в его списке друзей»; «ты ничего не делаешь для этой страны посредством этого «патриотизма»».
Армянская тема также была подана ректором Государственного Университета Баку Абелем Махерремовым, который заявил в эфире ANS TV (который был в прошлом единственным бастионом независимости азербайджанского телевидения), что «армяне» стояли за протестами 11 марта.
В том же духе выразился провластный блоггер Рауф Мардиев, который был почти шокирован после того, как он выяснил, что 6 армян были указаны в качестве ранних сторонников Великого народного дня в Facebook –е, безвозвратно поставив пятно на событие.
Эта «армянская связь» была очевидно согласованной темой разговора. Зампредседателя правящей партии «Ени Азербайджан» Мубариз Гурбанли впоследствии заявил, что многие армяне присоединились к страничке 11 марта в сети Facebook, некоторые из которых представлялись азербайджанцами.
Затем, провластные телеканалы в Азербайджане начали транслировать ряд программ весной относительно предполагаемой причинно-следственной связи между использованием сети Facebook и психическими заболеваниями.
«Целевое преследование» состоит из выдвижения офисом прокурора обвинений против небольшого числа значимых деятелей, – оппозиционного политического деятеля X, независимого журналиста Y и активиста Z -, которые публично заняли позицию против властей или писали о коррупции или на другие спорные темы. Обвинение и осуждение нескольких лиц служит поучительным примером для других, которые после этого дважды подумают перед тем, как оспаривать легитимность властей.
Наиболее распространенными уголовными обвинениями были хранение наркотиков, хулиганство или, в одном ироническом случае, парламентский кандидат был обвинен в «настырности к членам избирательных комиссий». Затем, подозреваемых задерживали до судебного разбирательства, пока «расследование» имеет место. Родственники случайно выясняли, что их уволили с работы: активист Facebook-а Елнум Маджидли, на данный момент, находящийся во Франции, сообщил ISN Insights, что его отца уволили, и согласно руководство на работе его матери, сообщило ей, что на них оказывают давление в вопросе ее увольнения. Власти, как сообщил Маджидли, «прослушивают наши телефонные разговоры и осуществляют слежку за нашим домом в Баку».
Следующем шагом является лишение защитников адвокатских прав, таким образом саботируются дела подсудимых. Среди тех, кто лишился адвокатских прав, участвуя в политически чувствительных делах в этом году были Осман Казимов, Халид Багиров и Элчин Намазов. В конце концов, подсудимые осуждались, затем международное сообщество выражало свой протест, и в результате дела доходили до Верховного Суда Азербайджана, который без исключений выносил вердикт в пользу обвинения.
26 ноября этого года, Верховный Суд Азербайджана одобрил решение суда низшей инстанции по осуждению Савалана, а 6 декабря — Бахтияра Гаджиева. Большинство из осужденных могут рассчитывать на отсидку значительной части своего срока, хотя у президента есть привычка смягчать наказание политических заключенных, как в случае блоггеров Аднана Хаджизаде и Эммина Милли, которые были освобождены ранее этим годом.
Возможно, и даже вероятно, что Алиев поступит аналогичным образом до конкурса «Евровидение-2012», который состоится в Баку в мае. Победа Азербайджана на этом конкурсе в 2011 году может быть благословением для азербайджанских политзаключенных, так как власти, могут посчитать неловким тот факт, что придется объяснять свою склонность к заключению активистов Facebook-а.
Желаемым результатом стратегии властей является искоренение любых возникающих оппозиционных движений, которые могли бы заручиться поддержкой общественности и привести к такой нестабильности, которая положила конец режиму египетского президента Хосни Мубарака, как бы невероятно это не казалось: проведенный фондом Фридрих Эберт опрос 2011 года, а также опрос Каспийского Информационного центра в 2011 году указывают на наличие сильной поддержки президента, несмотря на то, что оппоненты правительства Алиева утверждают, что методология проведения опроса нелогична.
Страх, о котором говорят действия властей, интересен, так как тактика полицейского насилия на митингах, пронзительная пропаганда против бывших оппозиционеров, а также фэйсбуковцев, и осуждения по фальшивым обвинениям, по сути, указывают на то, что правительство, фактически, соглашается с основным обвинением, выдвинутым против него партиями «Мусават» и «Народный Фронт». Азербайджан является авторитарным государством, где плюрализм мнений в политике не разрешается. Председатель партии «Мусават» Иса Гамбар заявил в беседе с представителем посольства США в 2007 году, «если оппозиция настолько слаба, чего же бояться власти? Почему мы не можем выступать по телевидению? Почему мы не можем проводит встречи? Почему они арестовывают журналистов?» (депеша WiliLeaks 2007-11-16)
В ближайшем будущем ожидаются еще ряд осуждений и судебных разбирательств: Журналист Аваз Зейналли находится под арестом до начала судебного разбирательства в то время как полиция расследует его обвинения в вымогательстве выдвинутые ему провластным членом парламента. (Ее главный советник проигнорировал неоднократные просьбы ISN дать комментарии. Если ситуация не изменится, его защитник будет вскоре лишен права адвокатской практики, и Зейналли будет признан виновным и наказан от 7 до 10 лет лишения свободы).
Являясь по существу султанским государством, в Азербайджане нет большого стимула для проведения значимых демократических реформ. Правители страны, властвующие над одобренными властями «оппозиционными» партиями в парламенте и подлинной оппозицией, которая в настоящее время практически устранена, продолжат линию оскорбления и целевого притеснения по той простой причине, что это работает. Инструменты социальной медиа, как Facebook и Youtube могут быть использованы либеральными активистами, однако власти и их союзники показали, что они могут использовать именно эти инструменты, хотя и немного неграмотно, для ведения собственной войны против оппозиции.
ISN Security Watch
Карл Рахдер
Перевод ARMENIA Today