Нагорный Карабах и Косово — сходства и различия
Мы приводим статью Т. Дж. под заголовком «Нагорный Карабах и Косово: независимые государства», опубликованную в «The Economist»:
«Ранее в этом году Василий Атаджанян, исполняющий обязанности министра иностранных дел Нагорного Карабаха, сказал мне, что его «страна» признает Косово, если бывшая югославская провинция ответит взаимностью. Я передал это послание Энверу Ходжаю, министру иностранных дел Косово. Он отказался принять предложение своего коллеги, но долго и упорно думал о том, как сделать это вежливо», — пишет автор, отмечая, что этот маленький эпизод говорит о масштабах реальной политики в международных отношениях, особенно когда речь идет о малых странах.
«В советские времена Нагорный Карабах был автономной областью в Азербайджане, населенной в основном армянами. В югославскую эпоху Косово было автономной провинцией Сербии, населенной в основном албанцами. Армяне воевали против азербайджанцев в начале 1990-х, а косовские албанцы – против сербов в 1998–1999 гг. Нагорный Карабах объявил о своей независимости в 1991 г. Администрация и силы безопасности Сербии были изгнаны из Косово блоком НАТО в 1999 г. Регионом тогда стала управлять Организация Объединенных Наций. Он объявил о своей независимости в 2008 г.
На первый взгляд есть много сходства между отколовшимися малыми советскими государствами, как Нагорный Карабах и Косово. Но есть также много различий. Ни одна страна не признала Нагорный Карабах в качестве независимого государства, но более 80 признали Косово. Западные страны подчеркивают, что, по их мнению, случай Косово не является прецедентом для других. В Степанакерте, столице Нагорного Карабаха, этот аргумент не имеет влияния. В действительности у некоторых есть явная «зависть к признанию». Марсель Петросян, чиновник из Министерства иностранных дел, говорит, что Нагорный Карабах имеет «более сильные аргументы» для независимости, чем Косово.
Европейские и другие страны, признавшие Косово, по его словам, применяют «двойные стандарты». Атаджанян вторит этому: «Мы рассматриваем Косово как прецедент,– говорит он.– Это яркий пример того, как такие конфликты, как наш, могут быть разрешены».
В этих двух конфликтах армяне и косовары аргументируют в пользу права народа на самоопределение, а Сербия и Азербайджан защищают право государства защищать свою территориальную целостность.
Куда ни глянь, видишь несоответствия. Россия, союзник Сербии, не признает независимость Косово. Но, в отличие от стран Запада, она признала отколовшиеся государства Абхазию и Южную Осетию после войны с Грузией в 2008 г. Сербия могла бы действовать сообща с Грузией, но не желает раздражать Россию. Также Грузия не будет работать с Сербией из-за потенциального ущерба отношениям с Соединенными Штатами.
Подобным образом, армяне были вынуждены найти проницательные аргументы для того, чтобы не признавать независимость Косово и не раздражать своих российских покровителей. Армения фактически не признала Нагорный Карабах, и она напоминает об этом американским дипломатам, когда они призывают ее признать Косово. Сербия и Армения могут быть по разные стороны баррикад, когда речь идет о территориальной целостности. Но у них есть много общего – слишком. Обе являются стареющими нациями с уменьшающимся населением. Обе говорят о своих врагах теми же словами, опасаясь соответственно того, что косовские албанцы и азербайджанцы молоды, являются мусульманами и доминируют в областях, которые они считают своими по историческому праву.
Айк Ханумян, армянский журналист и общественный активист, использует новые аргументы. Косово, по его словам, это «исторический регион Сербии», который захватили албанцы. (Албанцы, разумеется, не согласятся с таким анализом.) Однако реальное сравнение делается между Косово и Нахичеваном, большим азербайджанским эксклавом, отделенным от собственно Азербайджана территорией Армении. Нахичеван, говорит Ханумян, когда-то был армянским. Он был потерян в пользу азербайджанцев, как Косово было потеряно в пользу албанцев. Нагорный Карабах, напротив, не был потерян и должен быть защищен.
Вернемся к Ходжаю. Его послание г-ну Атаджаняну сводится к тому, что Косово может иметь только официальные отношения с членами ООН, несмотря на то что само Косово до сих пор не присоединилось к ООН. «Мы понимаем стремление других, но мы должны быть осторожны,– добавил он.– Мы не можем формировать судьбу других малых наций, но мы должны защищать то, что имеем, и иногда ничего не делать лучше, чем сделать ошибку».
Другими словами, так же как армяне сочувствуют косоварам, но не хотят раздражать русских, косовары не хотят раздражать своих западных покровителей. Таковы основы дипломатии в сумеречной зоне международных отношений, в которой малые государства и народы должны маневрировать, чтобы обезопасить свои интересы.