После срыва переговоров о мире в Степанакерте усилена боевая готовность. Репортаж «Известий»
Войны не будет — так считают в Нагорном Карабахе. Там все хотят мира, но готовы дать отпор врагу.
— Ты знаешь? Кто такие карабахцы? — спрашивал меня таксист Оганес по дороге из Еревана в Степанакерт. — Это львы! Любого агрессора порвут!
После провала переговоров по мирному урегулированию конфликта в Казани тема войны с Азербайджаном номер один на местном базаре, в многочисленных кафешках, на автостанции. Люди хотят мирной жизни, но всегда готовы к войне. Уже 20 лет Карабах воюет. Выросло новое поколение, которое дорогу в ближайшее бомбоубежище знает лучше, чем в ночной клуб.
— Азербайджанцы хвастают, что купили у Турции 50 новеньких танков «Абрамс», — рассуждает мой говорливый таксист. — Очень хорошо! Нам в хозяйстве пригодятся! А вот это видел?
Оганес показывает на придорожный плакат. «Этот участок дороги построен на средства господина Карапетяна из Сан-Франциско», — гласит объявление на двух языках — армянском и английском. Сам факт срыва казанских переговоров карабахцев не удивил: не в первый раз. И неприкрытая угроза министра обороны Азербайджана о скорейшем решении конфликта военным путем тоже. А вот заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что только военный бюджет его республики в $3,3 млрд превышает весь бюджет Армении, просто взбесило.
— Да если что, бюджет всего мирового армянства будет воевать против Азербайджана! Все миллиардеры Америки и Европы — наши люди. А это такая силища! — уверяет меня Оганес.
Степанакерт — тихий и уютный город. Следов войны здесь не осталось. Последнюю брешь в стене заделали три года назад. Всюду идет стройка — отели, спорткомплексы, больницы. Водопровод перекладывают за счет средств заокеанского спонсора. Будут пить карабахцы чистую воду и благодарить господина из Сан-Франциско. Но война все равно напоминает о себе на каждом шагу. Оганес первым делом привез меня не в гостиницу, а в местный МИД, чтобы я зарегистрировался, во-первых, как иностранец, а во-вторых, как журналист. Процедура недолгая. Основной вопрос: бывал ли я в Азербайджане? Мне выдали разрешение находиться только в двух карабахских городах — Степанакерте и Шуши. Внизу крупными буквами: «Исключая передовую линию фронта». Сотрудник МИД только развел руками:
— Вы должны понимать, военное положение…
У начальника управления информации МИД Нагорного Карабаха Марселя Петросяна мужественное лицо. Он воевал за свободу Карабаха и прекрасно знает, что такое война.
— Войны не будет! Мы не раз слышали эти громкие заявления о военном решении проблемы, — медленно произносит он. — Ну и что? Переговоры сорваны. Не по нашей вине, между прочим. Нас-то за стол переговоров никто не приглашал! Армения, Азербайджан и Россия все решали. Но я так скажу: пока нас не признают — двигаться в этом направлении бессмысленно. А если Азербайджан с помощью мирового сообщества когда-нибудь захватит Карабах, то он получит такую незаживающую рану, что сам не обрадуется.
Шуши — город-крепость в десяти километрах от столицы Карабаха. Когда-то отсюда долбили «Грады» по Степанакерту. Взять Шуши казалось нереальным занятием, все равно что хомячку запрыгнуть на обеденный стол, где хозяйничает кошка. 9 мая 1992 года с четырех сторон неприступную крепость карабахцы взяли. Здесь еще встречаются развалины. В них вьют гнезда ласточки. Вся крепость сейчас наполнена их писком. В ущелье я нашел гильзу — след того боя.
Молчаливые рабочие устанавливают первый в Шуши светофор. На это событие пришли посмотреть старейшины — они давали бесценные советы. Рядом штукатурили новенькую гостиницу. Клали асфальт. Неужели так готовятся к войне?
— Войны не будет! — заявил мне старик Георгий. Мы сидели возле старой мечети. На мечети была новая крыша. Это местный исполком позаботился, чтобы мечеть не заливало.
— Мне 70 лет, и я надеюсь, что доживу до того дня, когда в эту мечеть войдут азербайджанцы. Как гости, разумеется. Мы хотим мира, но нам его не дают. А если сюда сунутся азербайджанцы с оружием, то я сам возьму автомат. Мне 70 лет, но я надеюсь, что до этого не доживу.
Нара Аветисян хорошо помнит войну. Ее однокласснице азербайджанской бомбой оторвало ногу. А она уцелела — в ее доме был надежный подвал. Сейчас Нара возглавляет Культурный центр имени поэта Нарекаци, творившего в Средние века. Центр построен на деньги ливанского миллионера Нарека Арутюняна. 17 июля здесь ждут большую делегацию итальянских скульпторов. Уже заготовлены 20 блоков розового мрамора — гости будут давать мастер-класс для местных художников.
— Войны не будет! — уверенно говорит Нара. — Мы пережили такое, что не приведи Господь. Неужели мы не заслужили мира?
Над нами кружат ласточки. Точно такие же, как в Цхинвале в августе 2008-го. Войны не будет!
http://www.арментасс.рф/news/v_karabakhe_ne_zhdut_vojny_no_gotovjatsja/2011-06-30-4541
Другие статьи категории "Азербайджан":
-
Главы Азербайджана и Армении хотят провести совмес...
-
В приграничных с Арменией азербайдажнских селах ца...
-
Лучшие семена картофеля по доступной цене от голла...