Маргарита Симоньян: Вся журналистика — пропаганда
Маргарита Симоньян, которая в 25 лет возглавила спутниковый канал Russia Today, стала самой большой загадкой российского ТВ. Однако назначение оказалось не таким уж случайным: почти 6 лет RT на английском, испанском и арабском языках рассказывает миру о том, что происходит в России. К 30 годам написала и выпустила художественную книгу — роман «В Москву!», о провинциалке Норе, которая из безымянной дыры на юге России благодаря олигарху выбирается в столицу. И полгода Маргарита ведет программу с таким же названием — «Что происходит?» — на РЕН ТВ.
Даже BBC занимается пропагандой
— Вы такая обаятельная, хрупкая. Прямо жалко пытать вас неудобными вопросами.
— Спрашивайте. Говорить жестко, ловить на слове — святое дело для журналиста. Всегда пожалуйста.
— Почему вы так неохотно признаетесь (или не признаетесь) в том, что RT занимается пропагандой?
— Само слово «пропаганда» несет негативный оттенок. Поскольку у нас были десятилетия советской пропаганды, есть совершенно четкий ассоциативный ряд. Слово «пропаганда», я считаю, нуждается сегодня в расшифровке. Если мы говорим, что любая журналистика, которая не просто сухо информирует о происходящем, а еще и несет какой бы то ни было редакционный взгляд,- пропаганда, тогда пропаганда — вся журналистика.
К примеру, откройте сайт международного BBC — вы прочитаете там, что эта телекомпания (я цитирую) «существует для того, чтобы нести в мир британские ценности». Это пропаганда? Как вам кажется?
— Наверное, да. Пропаганда ценностей.
— И с этой точки зрения ничего стыдного в пропаганде нет. Хотя если вы скажете людям из BBC, что они занимаются пропагандой, они плюнут вам в лицо. Потому что слово плохое.
Мы в этом смысле от BBC ничем не отличаемся. Мы с самого начала говорили, что наша задача — рассказывать миру о России, объяснять, почему мы такие и так себя ведем…
— Вопрос в том, насколько на вашу работу влияют те люди, которые предложили вам заниматься этим каналом.
— Наш канал финансирует государство через бюджет, который принимается Государственной думой. Кстати, первая инстанция, перед которой я держала отчет, была Госдума, куда меня вызывали для этого. А по поводу того, кто нам звонит и как — мне задают этот вопрос в каждом интервью, но я бы сама задавала на вашем месте. Отвечала на него 150 миллионов раз и еще раз отвечу. Вы не представляете, наверное, как это может технически выглядеть. Сидит дядечка или тетечка в кабинете — или пять дядечек и тетечек, так как каналы круглосуточные,- включили наши пять каналов и смотрят, а потом звонят и высказывают. Я вам говорю совершенно серьезно, что за 6 лет в эфире никто из людей, от которых действительно что-то зависит у нас в стране, которые действительно принимают решения, ни разу не позвонил и ничего не сказал.
— А это «вертушка» у вас стоит?
— Ну стоит она тут. А что, я должна была спрятать аппарат при вашем появлении?.. За все время телефон звонил, может, раза три.
— Куда он ведет?
— Секрет.
С трудом могу припомнить, чтобы я вообще о чем-то в жизни жалела.
— Не пожалели за 6 лет, что согласились возглавить канал? У вас такой возраст, когда женщине самое время выходить замуж, рожать детей…
— А я замужем, у меня гражданский брак. Причем когда я стала главным редактором RT, у меня был один гражданский брак, а потом стал другой, в смысле — с другим человеком. Никто не мешает мне рожать детей, я просто пока не очень этого хотела, не была готова морально. Но скоро уже будет, наверное, пора. Так что одно другому не мешает.
У меня нет сожалений. Скажу плохую вещь, но я с трудом могу припомнить, чтобы я вообще о чем-то в жизни жалела.
— Что является оценкой деятельности RТ, кроме рейтингов?
— Да много всего. Цитируемость, реакция простых людей и тысячи комментариев в блогах. Просмотры в YouTube, где мы стали первым информационным телеканалом в истории портала, преодолевшим отметку в полмиллиарда, а вчера обошли BBC Worldwide по числу просмотров — это же колоссальные цифры!
Реакция ньюсмейкеров тоже важна. Для нас, скажем, мартовское заявление Хиллари Клинтон конгрессу о том, что мы обходим их в информационной войне, дорогого стоит. Она сказала, что смотрела наш канал и мы — «поучительный пример». А Хиллари Клинтон не тот человек, которому можно дать 100 тысяч долларов, чтобы она пошла в конгресс хвалить RT (смеется).
Зюганов подарил мед
— На RT вы рассказываете миру о том, что происходит в России. На РЕН ТВ занимаетесь тем же?
— Я воспринимаю «Что происходит?» как визуализированную колонку. Эта программа демонстративно авторская. Мы не претендуем на то, что освещаем события недели или главные векторы. Беру вещи, которые меня цепляют, и хочу ими поделиться. Это очень сильно отличается от того, что мы делаем на RT.
— Поймать Жириновского на том, что он приехал на «Майбахе», хотя политик отрицал сам факт, было вашей заготовкой?
— Это вышло совершенно случайно. Когда Владимир Вольфович приехал, я спросила у ребят, на чем он прибыл. Мне сказали: «На «Майбахе». А у меня как раз про эту машину был заготовлен вопрос. Началась беседа в студии, я говорю Жириновскому: «Вот вы ездите на «Майбахе»… А он отвечает: «Нет! Я не на «Майбахе». Пусть посмотрят — я уеду на БМВ». Он сказал это так акцентированно, что было видно: он давал сигнал своим помощникам, которые сидели тут же в студии. Они быстро сорганизовались и подали другое авто. Но у нас же есть камера наружного наблюдения, она подтвердила: Владимир Вольфович приехал на интервью на «Майбахе».
— А как вы из Зюганова человека сделали? Он и анекдоты рассказывал, и банку меда подарил.
— Да мне кажется, что Геннадий Андреевич и есть человек… Если у интервьюера задача — показать, какой Зюганов «робот», этого очень легко добиться. У меня такой задачи нет совершенно, мне самой интересно пообщаться, узнать, что за человек…
— Что вы сделали с медом Зюганова?
— Честно? Отдала шеф-редактору — по той простой причине, что не ем мед вообще.
Досье:
Маргарита Симоньян
Родилась 6 апреля 1980 года в Краснодаре. Училась в языковой спецшколе № 36 Краснодара. В 10-м классе ездила по обмену в США. Окончила Кубанский государственный университет.
Работала корреспондентом телерадиокомпании «Краснодар». В январе 2000 года за серию репортажей из Чечни получила премию Союза журналистов Кубани «За профессиональное мужество».
Награждена первой премией Всероссийского конкурса региональных телерадиокомпаний за репортаж о чеченских детях.
В 2001 году возглавила корпункт ВГТРК в Краснодаре. Освещала столкновения абхазской армии с боевиками Гелаева в Кодорском ущелье. С 2002 года работала в ВГТРК в составе президентского пула журналистов.
В сентябре 2004 года освещала события в Беслане, за что получила медаль Министерства обороны «За укрепление боевого содружества».
С 2005 года — главный редактор телеканала Russia Today.
Награждена российским Орденом Дружбы. 18 ноября 2010 года в Москве в ходе встречи с группой общественных и культурных деятелей — представителей армянской общины, президент Армении Серж Саргсян за «значительный вклад в развитие сферы журналистики и высокий профессионализм» наградил Маргариту Симоньян медалью «Мовсес Хоренаци».
Член Академии Российского телевидения с декабря 2008 года
Маргарита — из традиционной армянской семьи. Все ее ближайшие предки родились в России; бабушки, дедушки и даже прадедушка — в Крыму и в Сочи. Отец родился в Свердловске, мама — в Адлере. Родители разговаривали на разных диалектах армянского и практически не понимали друг друга. В одном из интервью Маргарита рассказала смешную историю знакомства ее родителей: «Когда они познакомились, отец даже не сразу понял, что мама армянка. Мама у меня внешне не похожа на армянку, светлая, европейского типа, и зовут ее Зина. А мама не знала, что отец не понимает, что она армянка. И однажды, когда через несколько месяцев после знакомства, отец, чтобы не заснуть за рулем, попросил ее спеть, и она запела какую-то армянскую песню, он был ошарашен. «Ты что поешь?». «Нашу песню». «Что значит нашу?! Ты что, еще и армянка?»
К сожалению, Маргарита не знает армянского языка, хотя благодаря дедушке еще до того как научилась читать и писать, наизусть знала «Пес и Кот» и «Смерть Кикоса» Туманяна. А в детстве у нее настольной книгой был «Давид Сасунский». Он ей даже снился, и она его все время рисовала.
Из армянской кухни любит спас, танов апур, жингялов хац. На 1 января всегда готовит хаш, хотя сама его не ест. Готовит хашламу — муж Маргариты ее любит. Даже свекровь научилась ее готовить, чтобы сына кормить, когда он приезжает к ней в гости. В Армении была всего один раз — в 2005 году, и надеется, что ее впечатления от Армении еще впереди.
Ольга Сабурова,
ИД «Собеседник»