Осенние праздники еврейской общины Еревана
Осень, наиболее насыщенная праздниками, сравнима с марафоном, который не только доставляет радость, но и проверяет на прочность.
Как ни странно, но иногда, обязательное участие в мероприятиях, даже увеселительного характера, требует особой прочности, которая, безусловно, основана на отношении к Торе.
В Ереване праздничный «марафон», берущий старт с Рош а-Шана, в этом году мог закончиться не начавшись. Как обычно (к сожалению ставшим обычным в последние годы) причиной явилось полное отсутствие финансов для проведения праздничных мероприятий.
В последние годы еврейский религиозный Центр общины, проще синагога, полностью лишившаяся финансовой поддержки со стороны официально призванных поддерживать еврейских фондов и организаций, не собирается сдаваться и закрывать свои программы.
В первую очередь, причина такому упорному сопротивлению самоликвидироваться заключается в том, что сами члены общины, являющиеся и считающие себя неделимой частью еврейского народа, не собираются лишать себя права быть евреями, а значит, нуждающиеся в обеспечении как повседневных, так и праздничных потребностей.
Конечно можно было бы ограничиваться только молитвой…. не требующей финансовых затрат…. Но ведь сама Тора тоже актуализирует и материальные потребности: «Эйн кемах — эйн Тора» и только потом «Эйн Тора — Эйн кемах»…
То есть потребность в обеспечении хлеба насущного в начале.. А если это не просто хлеб? Что делать, когда еврейский Закон и Традиция говорят еще и про мед, яблоки, мясо? А плюс к этому то, без чего невозможно вообще исполнение заповедей — лулав, этрог, застолья в сукке…
Ведь учитывая тот факт, что наши общины это пока что не общины Кроун Хайт или Меа Шеарим, потребность в общественной сукке, общественном застольям остается актуальной и по сей день.
Да и в даже таких устоявшихся общинах как американские, европейские и израильские существуют общественные мероприятия даже для тех, кто через пару часов будет дома справлять праздник.
Если к этому прибавить и евреев, по тем или иным причинам оказавшимся вдалеке от дома, то становится ясно, что роль синагог не возможно ограничить только как местом для молитв.
Кстати в этом году, только за последние месяцы, ереванскую синагогу посетило значительное количество евреев из Израиля, среди которых большую часть составляли религиозные, и синагога взяла на себя обеспечение кошерной едой.
Но даже посильная не постоянная поддержка туристов, не могла обеспечить затраты на осенние праздничные и будничные программы.
Собравшись в синагоге вечером начала Рош а-Шана, все члены общины, безусловно в своих просьбах к Царю Царей просили и о том, что бы был сладкий и плодородный Год, не только в духовном, но и в материальном, не только в личном, но и для синагоги.
Небесная «канцелярия» не заставила долго ждать с ответом…. уже через несколько дней спонсор, оказавший помощь в ремонте синагоги, высказал готовность вновь поддержать синагогу — выделить средства для проведения остальных праздников.
Г-н Давид Галстян заявил, что не хочет ограничивать свое участие в судьбе единственной в стране синагоги разовыми акциями, и что в ближайшее время будет готов с раввином Бурштейном обсудить вопрос размера своей помощи.
Буквально синхронно с разовой инициативой помочь общине выступил и другой армянский предприниматель, глава компании по производству минеральной воды Армен Антонян.
Причем, после одной из встреч с раввином Гершом, г-н Антонян выделил сумму кратную 18-и. Это не первая акция, которую г-н Антонян раз в год оказывает в канун осенних или весенних праздников. В этом году осенняя акция была как ни когда кстати.
Раввин Бурштейн много рассказывал армянским предпринимателям о Любавическом Ребе, и о том, как Ребе ценил проявление доброй воли помогать общинам не только со стороны еврейских бизнесменов.
Благодаря помощи армянских предпринимателей община смогла организовать и провести праздники не только по всем правилам Галахи, но с обильным угощением. Ежедневно по несколько раз в день устраивались расширенные застолья и веселье.
Конечно, не обошлось и без поддержки евреев — так например Ицхак Авербух («Джойнт») и раввин Меир Брук оперативно, за несколько дней смогли обеспечить общину наборами арба миним, без которых немыслимо выполнить важные заповеди праздника Суккот.
Израильский представитель армянской авиакомпании «Армавиа» Михаил Лейбович помог доставить наборы в Армению. И все это, граничащее с понятием Чудо, дает надежду, что произойдет еще одно Чудо — когда и еврейские фонды и организации откликнутся на зов помощи евреев небольшой, но желающей жить как евреи общине.
Несмотря на малочисленность (хотя Ребе ценил каждую еврейскую Душу как незаменимую и важную) праздники не прошли стороной и от внимания президента Армении Сержа Саргсяна, который в своем поздравлении высоко оценил роль и место евреев Армении, как желанных граждан страны, а деятельность общины незаменимую в формировании многонациональной культуры Армении.
В преддверии праздников, президент наградил Почетными грамотами лидеров национальных общин, членов Координационного совета.
Среди награжденных были раввин Гершон Бурштейн и председатель общественной организации «Еврейская община Армении» Римма Варжапетян-Феллер. В почетной обстановке грамоты вручал помощник президента А. Абелян.
Еврейский осенний «марафон» завершился 25-го тишрея празднованием юбилея раввина Бурштейна, которому в этом году исполнилось пятьдесят лет.
За двадцать лет своей деятельности как одного из основателей Еврейской общины в Армении, учредителя первой официальной еврейской газеты в Армении «Коэлет», бессменного главы Религиозного общинного Центра «Мордехай Нами», заложившего начало кошерным производствам в Армении, раввин не теряет надежды, что когда-то так активно помогающие еврейские фонды выйдут из кризиса и возобновят поддержку небольшой, но живой еврейской общине Армении.
Лев Школьник
aen.ru