Торговля чужим
Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов представил очередное оригинальное видение урегулирования карабахской проблемы. В интервью австрийской газете Der Standard он заявил: «Компромиссное решение, на которое может пойти Азербайджан в урегулировании конфликта, не предполагает передачи каких-либо территорий Армении. Компромиссом может быть совместное проживание двух общин».
Тут даже не важно, приемлем ли такой «компромисс» для Еревана и Степанакерта. И совсем не важно, что Азимов в очередной раз пытается протолкнуть мысль о «двух общинах». Приведенный им тезис более интересен в методологическом плане, в контексте характерных особенностей азербайджанской дипломатии. Заключается эта особенность в торговле тем, что тебе не принадлежит.
ВЕДЬ, ПО АЗИМОВУ, ВЫХОДИТ, ЧТО «СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ДВУХ ОБЩИН» ЗАВИСИТ ОТ ВЛАСТЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА и потому Баку считает это своим компромиссом, уступкой. Однако и идиоту понятно, что если даже считать проживание «двух общин» в Карабахе компромиссом с чьей-то стороны, то только со стороны народа и властей НКР, от которых, собственно, и зависит не только проживание, но и статус, и количество членов «общин». Если следовать логике Азимова, приняв подобную «уступку», Степанакерт вполне может выдвинуть встречный «компромисс»: пойти на признание Азербайджаном независимости Нагорного Карабаха.
Идея Азимова имеет не больший смысл, чем, скажем, предложение банку взять у него кредит на условиях выплаты ежемесячных процентов самим банком. Понятно, что это приятно, но простого смертного, который выступил бы с подобным предложением, назвали бы в лучшем случае шутником, в худшем — дебилом. Мы могли бы поступить так же, и исходя из принципа презумпции невиновности назвать Азимова очень остроумным человеком. Но есть тут одно «но»…
Это далеко не первый случай подобного «остроумия» от азербайджанских дипломатов и политиков. Там так любят распоряжаться тем, что им не принадлежит, что эта привычка уже стала второй натурой. В Баку и не замечают абсурдности своих предложений и говорят о них с самым серьезным видом. Отсюда, как прямое следствие, непреходящая страсть к тому, чтобы таскать каштаны из огня чужими руками. В этом, похоже, главная проблема независимой азербайджанской государственности. В этом была проблема Муталибова, уповавшего на Москву, затем Эльчибея, уповавшего на Анкару. Вот Гейдар Алиев понял, что уступать можно только то, что зависит от тебя, и заключил унизительное для Баку перемирие. Унизительное, но позволившее сохранить «80% территории» и азербайджанскую государственность.
ОДНАКО ОЗДОРОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ДЛИЛОСЬ НЕДОЛГО. Ильхам Алиев сделал шаг назад. В результате в Баку снова лелеют надежды на то, что в решении карабахской проблемы им помогут какие-то высшие силы в лице Минской группы, сверхдержав или Совбеза ООН. К примеру, недавно один не самый последний азербайджанский политолог всерьез предположил, что если Армения признает независимость НКР, то по армянам можно будет «ударить» посредством Совбеза.
Можно ли при таком понимании уступок и компромиссов рассчитывать на урегулирование конфликта? Ответ, думается, может быть только однозначно отрицательным. Следовательно, столь ненавистный Баку статус-кво будет продолжаться еще не один год. Если, конечно, процесс международного признания независимости Нагорного Карабаха не заставит азербайджанские власти пересмотреть свою переговорную стратегию.
Рубен МАРГАРЯН
ГОЛОС АРМЕНИИ