Когда ребенку пора начинать учиться
Человечество, по сути, сейчас находится на одном из первых этапов своего развития. Кому-то это изречение, возможно, и покажется странным, но по факту это так и есть – все, что мы изобретали в течение нескольких тысячелетий, являлось лишь прелюдией ко всем тем открытиям, которые были сделаны за последние полтора столетия. И то, что происходит сейчас, все те достижения науки и техники, которыми мы гордимся – это банальное следствие сбрасывания некоторых оков, которые раньше нас сильно затормаживали. То есть, по большому счету, все только начинается… Потенциал для новых открытий есть, и он поистине огромен. Мы еще не до конца разобрались со всеми возможностями мирного атома, не вылетели за пределы Солнечной Системы, не достигли еще многого и очень многого. И теоретическая база для всего этого есть, вопрос лишь в кадрах…
А вот с кадрами, как показывает практика, именно сейчас, когда этого ни в коем случае нельзя допускать, начались проблемы. Сказать, что люди стали глупее, было бы не совсем верно, но то, что настоящих гениев в наше время появляется все меньше и меньше – это факт. В чем проблема, почему, несмотря на серьезную теоретическую базу, на все успехи в развитии науки и техники, на все работы в области социологии и психологии, в среднем человек не стал глупым, но все меньше среди нас по-настоящему умных – тех, кто способен не только решать банальные задачи по уже существующим методикам, а искать новый подход к решению тех проблем, которые всю жизнь считались неразрешимыми? Ответ на самом деле прост – эти кадры мы не растим. Мы привыкли жить на всем готовом и забываем о том, что раннее развитие ребенка определяет его потенциал, его умственные способности, а главное – желание решать творческие задачи, уже во взрослой жизни. Есть определенные системы воспитания, направленные на развитие каких-то качеств, но они отличаются общностью подхода, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка. К тому же, эти системы меняются слишком медленно, они просто не успевают идти в ногу со временем, не учитывают меняющихся тенденций отношений человека с окружающей средой и отношений людей между собой.
Можно ли эту проблему как-то решать? Можно, просто начинать искать в ребенке что-то скрытое и помогать ему извлечь это наружу нужно существенно раньше, чем мы это делаем сейчас. Педагоги и психологи на основании многолетних наблюдений сделали весьма интересный вывод – ребенка куда проще научить чему-то в возрасте около четырех лет, чем по достижении семилетнего барьера, по преодолении которого он считается готовым к обучению (согласно действующим стандартам, именно этот возраст является «школьным»). Это, конечно, не значит, что ребенка 3-4 лет уже можно чем-то серьезно нагружать, но начинать пробовать прививать какие-то азы (чтение, устный счет и так далее) – самое время.