Как Гейдар Алиев спас «зангиланцев»
29 октября в Азербайджане отмечали восемнадцатую годовщину массового бегства азербайджанской аскерни и жителей из Ковсакана. Все соответствовало правилам азербайджанской пропаганды: телерепортажи, статьи, причеты, поход пары десятков человек на аллею шехидов – место группового захоронения убийц и людоедов. А вечером еще и траурное собрание в бакинском поселке, куда удалось заманить человек 15, хоть немного знакомых с географией Ковсакана, название которого кочевыми пришельцами было испоганено на Зангилан.
Азербайджанские СМИ, рассказывая о бегстве из Ковсакана в конце октября 1993 года, с фантазией ищущего оправдания труса щедрыми мазками раскрашивают широкие эпические полотна народной войны, а «воспоминания очевидцев» и «защитников Зангилана» из числа закавказских турок удивительным образом напоминают сцены из общетюркского дастана «Кероглу».
Так, некий Рустам Азимов (не родич ли поднаторевшего в пропаганде Араза Азимова?) делится впечатлениями о «героической обороне» Ковсакана (Зангилана) от армянских бойцов. Послушать этого Р. Азимова стоит: «Ситуация вынудила местное население создавать отряды», «Зангиланцы все активнее включались в борьбу с захватчиками. Несмотря на напряженную обстановку у себя, они всегда оказывали помощь бойцам прифронтовых районов». Вот так вот: герои из Ковсакана не только отважно защищали место рождения, но и оказывали помощь аскерне «прифронтовых районов».
Эпическая картина, ничего не скажешь. Незнакомый с реалиями человек и впрямь может подумать, что закавказские турки считали Ковсакан родиной.
Однако, несмотря на помощь другим «прифронтовым районам» и «героические действия и неимоверные усилия» временных жителей Ковсакана, район все же оказался окруженным с трех сторон боевыми подразделениями армян. А с четвертой, как это водится в мифах и сказках, полноводная, с сильным течением, река Аракс. Здесь, пожалуй, необходимо затаить дыхание, ибо по законам мифологии пора появиться сказочному герою-богатырю, спасителю народа. Мы еще не знаем, к какому средству он прибегнет для претворения благородной миссии спасителя, но сюжет уже увлек нас.
Прелесть сказок зачастую заключается в их непредсказуемости. В данном случае это свойство сказки частично отсутствует, так как мы давно уже знаем, что у закавказских турок один спаситель на все времена – Гейдар Али Рза оглу Алиев. Напомним, что за четыре с половиной месяца до описываемых событий Г.Алиев уже совершил военный переворот и спас Азербайджан, и этот день ежегодно отмечается благодарными жителями республики как День национального спасения. И хотя уже при Алиеве аскерня в паническом страхе бежала из Акны (бывший Агдам), Варанды (Физули), Джракана (Джебраил) и Санасара (Кубатлу), жителей Ковсакана он почему-то решил спасти.
Чтобы представить сложнейшую ситуацию, в которой оказались жители Ковсакана, а также обстоятельства их чудесного спасения, предлагаем вновь послушать Рустама Азимова. «Армянские вооруженные формирования, кольцом расположившиеся по трем сторонам Зангилана, подвергали беспрерывному обстрелу все населенные пункты района, нанося им все новые разрушения и человеческие жертвы. Сопротивляться больше не было сил, и зангиланцы – старики, женщины, мужчины, собрались у реки. И тут наш Общенациональный лидер пришел на помощь зангиланцам».
Гейдар Алиев, как и Кероглу, наверняка был уверен, что «в некоторых случаях суметь убежать – тоже доблесть». Сам он эту доблесть проявил в годы Великой Отечественной войны, а его сын – Ильхам Алиев – в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах. Теперь он решил помочь бежать скучившимся у реки Аракс перепуганным жителям целого района. Нет, он не протянул могучую свою руку от берега до берега, не построил за два часа широкий мост: Гейдар Алиев просто остановил реку. Одним телефонным звонком. Как рассказывает Р.Азимов, Алиев договорился «с иранским правительством о закрытии реки плотиной, и только после этого люди могли перейти реку и спастись». Скучно, но эффективно.
Интересно, что сам Гейдар Алиев с такой трактовкой спасения «зангиланцев» не согласен. 2 ноября 1993 года, спустя всего несколько дней после массового бегства пришлых турок из Ковсакана, он выступил по телевидению и радио со специальным обращением. Выступление интересное, наглядно демонстрирующее нежелание «зангиланцев» воевать за не принадлежащую им землю. Ознакомимся с некоторыми цитатами из этого обращения.
«Для защиты Зангилана были предприняты нужные меры. Однако и это не дало никаких результатов. Из Зангиланского района ушли и население, и армия». «Не секрет, что во время последних событий на территории Джебраильского района, в Горадизе и других пунктах наши бойцы ушли со своих позиций даже раньше местного населения. Контролируя положение в Зангилане, принимая неоднократные меры для защиты района находящимися там вооруженными силами, мы вместе с тем стали свидетелями, что большая часть воинов оставила свои позиции без боя, без сопротивления, не открыв огня. Они предпочли отступить, сбежав на территорию Ирана». «Хочу коснуться еще одного вопроса, который был затронут в ходе вчерашнего обсуждения. Большинство тех, кто служил в воинских частях, расположенных на «оккупированных» (Кавычки наши. – Ред.) в последние дни территориях, являются гражданами этих районов. К примеру, большинство солдат и офицеров воинской части, вышедшей из Зангиланского района – местные жители. И вместо того, чтобы воевать, защищать свою землю, они, едва заслышав стрельбу, занялись тем, что вывозили свои семьи, другими делами. Безусловно, мирное население должно быть вывезено из зон боевых действий. Для этого должны быть приняты необходимые меры. Но это не значит, что солдат должен бежать, оставив свой пост, думая только о себе и своей семье. Хочется отметить, что в этих районах были и такие граждане, юноши, которые могли бы защищать свои земли, но большинство из них сбежали».
Гейдар Алиев справедливо указывает, что жители Ковсакана, как и Джракана, Санасара и других армянских районов, убежали, даже не попытавшись оказать сопротивление Армии Обороны Арцаха. Ни временное население этих районов, ни азербайджанская аскерня не чувствовала привязанности к захваченной в 1918 году с помощью турецкой армии армянской земле. И это логично: вор всегда думает о путях бегства. Азербайджанская пропаганда даже не понимает, что легенды о «поворачивании рек вспять» лишь подтверждают историю: так и не привязавшийся к армянской земле закавказский турок готов бежать и по суше, и по воде, и по воздуху.
Согласно официальной статистике, в Ковсакане до агрессии Азербайджана проживали свыше 35 тысяч человек. За два года боевых действий в районе погибли 188 человек, еще 44 пропали без вести. С теми, кто пропал, все ясно, их унесла вода, когда Гейдар Алиев на минуту отвлекся и раздвинул пальцы перекрывающих реку могучих ладоней. Но цифра в 188 погибших из 35 тысяч жителей района должна заставить задуматься. Она наглядно показывает, что нынешние причитания «зангиланцев» о том, что район денно и нощно обстреливался армянскими бойцами, является грязным вымыслом. Зачем стрелять и убивать тех, кто и без того помышляет о бегстве? Эта же цифра подтверждает слова Гейдара Алиева: жители Ковсакана не видели смысла в войне ради чужой земли.
Сегодня некоторые представители сбежавших из Ковсакана пришельцев, выполняя волю власть имущих, болтают о возобновлении агрессии против Арцаха. Не потому ли, что Азербайджан мечтает вновь отправить на фронт юношей из коренных народов Азербайджанской республики. «Зангиланцы», как и «джебраильцы», «кубатлинцы» и прочие пришельцы уж точно оружия в руки не возьмут.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
ВОСКАНАПАТ