Церковь терроризирует и прибегает к шантажу
Законопроект о предоставлении льгот на имущество и налогов на землю Армянской апостольской церкви стал поводом для бурных обсуждений в парламенте, а затем нашел отклики за стенами НС. Обычно общественность бывает более великодушной и снисходительной к нашей церкви. Но нынешние настроения свидетельствуют о том, что в какой-то момент это отношение может стать красивым воспоминанием. Как говорят, терпению тоже есть предел.
А суть вопроса такова. Правительство предлагает парламенту одобрить законопроекты, согласно которым от налога на имущество освобождаются принадлежащие церкви на правах собственности и не имеющие статуса памятников церкви здания и строения, используемые для производства и реализации духовных, культурных, образовательно-воспитательных, церковных и церемониальных мероприятий, список которых составило правительство. Позже сложилось впечатление, будто список на самом деле составили в Эчмиадзине и только потом доставили в столицу, а в вышеупомянутом документе были отмечены 459 памятников, а также наименования 286 строений. Чтение списка в первую же секунду вызовет удивление многообразием включенного в него «ассортимента». В списке, в частности, говорится о следующем количестве объектов: 20 земельных территорий, 45 земельных участков, 35 квартир, 10 школ и детских садов, 4 особняка и вилл, 4 столовые, 4 пастбища, пахотные земли (4), 3 магазина-павильона, 2 кинотеатра, 4 производственных участка, 11 футбольных стадионов с примыкающими строениями, 2 искусственных озера и находящиеся под ними погреба, стоматологическая поликлиника, бассейн, общественные туалеты, автостоянка и так далее. Как будто речь идет не о церкви, а о маленьком суверенном государстве, и это государство соизволит отныне жить в льготных условиях. Отвечая на вопрос о том, откуда у Первопрестольного Эчмиадзина столько имущества, представитель Эчмиадзина объяснил, что они были приобретены на средства, предоставленные благотворителями.
Но это еще не все. Церковь желает, чтобы льготы были установлены также по части налога на землю. И хотя правительство пояснило, что учета и фактического взыскания налогов на имущество в отношении принадлежащих церкви зданий и строений, а также необходимых для их обслуживания и использования земельных участков не производилось, поэтому сокращения доходов в общинных бюджетах не возникнет, это не всем показалось убедительным. Обсуждаемая уже два с половиной года проблема сегодня также вызывает множество вопросов. Во-первых, почему министерство территориального управления с такой легкостью дало согласие на законопроект, позволяющий забрать землю у общин и безвозмездно предоставить ее церкви. Или, скажем, имеет ли правительство точные сведения о том, какие свечи производятся в цеху по производству свеч – только свечи для церковных обрядов или же, в том числе, декоративные свечи, которые затем продаются в коммерческих целях? Или кто не знает, что церковь в некоторых банках имеет свои акции. Или освободится ли от налогов построенный на территории монастыря Кечарис ресторанный комплекс? Не говоря о том, что Армянская апостольская церковь всячески избегает обнародовать свой «баланс», а если спросить об этом у священнослужителей, то они вместо ответа начнут рассказывать истории о том, что их доходы образуются только от продажи свечей и талонов на проведение обрядов, добровольных пожертвований, и одна треть суммы общего годового бюджета, равноценная $1,2 млн, направляется на социальные, образовательные, воспитательные программы.
Ну и что ж? Неужели это дает право отличаться от других, предъявлять требования и принимать позу обиженного, как будто государство в долгу перед этой структурой, действующей независимо от государства. А если речь идет о честном отношении, может, разговор нужно начать с того, что за 20 лет независимости этой страны Армянская апостольская церковь вообще не платила налога на землю и имущество. В казну государства не поступало ни гроша. Однако служители Бога скромно молчали об этом и вспомнили только сейчас, когда кто-то пожелал вернуть их в налоговое поле. Епископ Аршак Хачатрян, которому, скорее, подошла бы роль коммерсанта, а не священнослужителя, на вопрос «почему этот законодательный проект появился только сейчас, если церковь и без того не платила налогов?», прикинувшись овечкой, ответил: «Это – проявление нравственной позиции государства в отношении церкви. Кого вы боитесь? Почему это должно быть скрыто, почему должна сложиться такая ситуация, чтобы церковь вынуждена была обходить этот закон?» Вот видите. Значит церковь, которая и без того 20 лет обходила закон, теперь уже устами Аршака Милосердного желает свалить ее вину на других.
Хорошо еще, если бы дело закончилось только сваливанием вины. Теперь церковь собирается прибегнуть к более радикальным мерам – бойкотировать, терроризировать, шантажировать, лишь бы подтвердить свою особенную роль и неприкосновенность средств. Когда была создана совместная комиссия из представителей министерства культуры и Первопрестольного Эчмиадзина с целью уточнить список учреждений, принадлежащих церкви, после двух рабочих заседаний духовные отцы демонстративно отказались от участия в работах. Должно быть, там прозвучали неприятные для них истины. Потом очередь дошла до шантажа. Первопрестольный пригрозил сократить расходы, направленные на благотворительность, если ему не дадут налоговых льгот. «Первопрестольный Эчмиадзин может сократить одну-две благотворительные программы и вместо этого платить налог на имущество и землю», — сказал подданный Эчмиадзина. В конце концов, так и не сумев найти ни одной благоразумной и логической аргументации, церковь вдруг выявила, что государство должно пойти на такие жертвы «в качестве моральной компенсации за испытания и насильственные захваты, которые перенесла церковь за 70 лет». Хорошо, что они не вспомнили про времена сельджукских и монголо-татарских нашествий, иначе в таком случае уже государство должно было платить в казну Эчмиадзина.
Был еще один повод для беспокойства и озабоченности, и теперь уже выяснилось, что небезосновательно. Изначально было известно, что другие действующие в нашей стране религиозные организации должны были задать справедливый вопрос, на основании какого закона или пункта Конституции Первопрестольный Эчмиадзин получает доминирующие позиции, а они – нет. Армянская Евангелическая и Армянская Католическая церкви уже говорили об этом. Они требуют, чтобы после принятия законопроекта вышеупомянутый закон распространился также на собственность этих церквей. Никто не сомневается, что они обратятся в международные структуры, в Совет Европы и, с уверенностью можно сказать, получат их поддержку, а произошедшее будет квалифицировано как религиозная дискриминация в провозгласившей себя демократической стране.
Такие вот дела. В душах наших священнослужителей вновь проснулось воспоминание о былых временах, когда церковь была крупным феодалом. Они имеют заветную мечту о том, чтобы бизнес и церковь срослись. А для этого первые шаги уже предпринимаются.
Прости, Господи!
Арман ВАГАНЯН
национальная идея