Уже весной 1918 г. власти Азербайджана открыто говорили, что армян в стране не будет
В книге «Архив русской революции», где опубликованы «Воспоминания о революции в Закавказье» (1917-1920 гг.) Б. Байкова, автор подробно рассказывает о процессе создания государства «Азербайджан», сопровождающегося планомерными армянскими погромами «местной мусульманской чернью по указанию шовинистических властей».
Как пишет автор, в создании Азербайджанской республики активную (при помощи турок) роль играли главари партии «Муссават», именовавшей себя «тюркской партией Муссават». Это они провозглашали те или другие политические акты. Народ же молчал.
«В массе своей татарское население Закавказья, как оседлое, занимавшееся земледелием и садоводством, так и полукочевое, пастушеское, не имея совер¬шенно рабочего класса, было глубоко консервативным; оно определенно льнуло к власти крепкой и притом власти по национальности ей посторонней — власти российской, так как из практики оно хорошо знало, что власть, осуществля¬емая представителями из числа своих же татар, всего чаще выражалась в грубейшем произволе, в сведении счетов с врагами и т. д. К русской власти татарское население не только привыкло, но и сжилось с нею; не имея корней в населении, pyсскиe представители власти (мы имеем в виду, глав¬ным образом, администрацию) имели гораздо меньше шансов злоупотреблять властью безнаказанно»,- пишет Б. Байков.
Еще весной 1918 года правительство Азербайджана одной из очередных задач поставило себе национализирование органов власти. Тенденции к искоренению русского духа не скрывали, несмотря на всякия уверения в противном.
«Зато армянству была объявлена определенно война. Не скрывали вовсе, что никакая армянская самодеятельность, ни конкуренция в какой бы то ни было отрасли деятельности не будет терпима. Некоторые шовинисты, как например, доктор Хосров бек Султанов (министр земледелия и государственных имуществ) и др. открыто говорили, что в Азербайджане или вовсе не будет армян, или же они будут на положении турецкой райи (существ бесправных); «армянам у нас делать нечего, пусть уходят к себе», говорили господа из числа ярых националистов»,- рассказывает автор.
По словам Б. Байкова на первых же порах началось расхищение армянских имуществ, даже не национальных (учреждений благотворительных и др.), а частных. Новый огромный театр бр. Маиловых объявлен государственной собственностью без всякого вознаграждения владельцев. Лучшая в городе типография Хр. А. Веришева объявлена государственной собственностью, также без вознагражде¬ния владельца. Расхищались торговые и промышленные предприятия, принадлежащие армянам, и не только те, которые в действительности остались без владельцев и управляющих из армян, бежавших из опасения насилия, ожидавшихся при взятии города, но и владельцы коих были на лицо.
«Mне лично пришлось вступиться за имущество одной фирмы: предприятие очень крупное, по существу русское, так как большинство акций принадлежало русским волжским купцам, было представлено директором-распорядителем армянином, бежавшим из Баку в ночь на 1-ое сентября. Захватив все соответствующие случаю документы, я поехал к Б. X. Джеванширу, мини¬стру внутренних дел, а также торговли и промышленности, и заявил ему требование о принятии мер к охране многомиллионного имущества (складов, пристаней, судов и проч.). Б. X. Джеваншир, выслушав от меня, что крупным акционером является коммерции советник И. Ф. Скрепинский, отказал мне в моем ходатайстве на том основании, что Скрепинский заинтересован во многих армянских делах и является другом армян, а потому-де «Азербайджанское Правительство не может оказать ему никакого содействия». Я привожу этот случай, как яркий пример того отношения, которое существовало у руководителей политики новоявленного «Азербайджана» к армянам»,- пишет Б. Байков.
Квартиры богатых, по преимуществу, армян реквизировались со всей обстановкой под квартиры министров и других высших чиновников прави¬тельства. В сущности, со стороны татар -представителей власти к армянам и их имуществу был проявлен чисто большевистский прием. Но еще ужаснее были те приемы, к которым стали прибегать татарские власти в деле персонального уничтожения армянских буржуазии и интеллигенции.