Налбандян: Азербайджан до сих пор не принял базовые принципы карабахского урегулирования
В отличие от Армении, Азербайджан до сих пор не принял базовые принципы карабахского урегулирования. Вместо этого Баку пытается ссылаться лишь на положение о неприемлемости статус-кво, которое было указано в этих заявлениях. Если Азербайджан действительно против статус-кво, то должен был давно принять предложение сопредседателей. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выступая с объемным докладом о внешней политике Еревана в Оксфордском университете в рамках визита в Великобританию.
Говоря о карабахском конфликте, Налбандян, в частности, отметил: «В сентябре 1991 года Нагорный Карабах принял декларацию о независимости, которая была утверждена в декабре в результате всенародного референдума, что было созвучно с действующим законодательством Советского Союза. В этой связи можно упомянуть соответствующую резолюцию Европарламента, в которой отмечается, что Нагорный Карабах провозгласил свою независимость посредством аналогичной декларации, которые были приняты другими странами, в том числе Азербайджаном. В ответ официальный Баку организовал погромы армян, этнические чистки, а также развязал широкомасштабную войну против Нагорного Карабах и Армении при помощи наемников, связанных с международными террористическими организациями. Еще до установления режима прекращения огня, в 1993 году Совбез ООН принял 4 резолюции (822, 853, 874, 884), основным требованием которых было – прекращение военных действий и установление длительного режима перемирия. Азербайджан после принятия каждой резолюции отказывался выполнить основное требование, и, несмотря на неудачи, упрямо продолжал военные действия. В мае 1994 года при посредничестве России между Нагорным Карабахом и Азербайджаном было достигнуто соглашение о прекращении огня, к которому присоединилась также Армения. В феврале 1995 года между Нагорным Карабахом и Азербайджаном было достигнуто новое соглашение об укреплении режима прекращения огня, к которому Армения также присоединилась, но Азербайджан по сей день не уважает эту договоренность. С 1997 года переговорный процесс проходит в рамках Минской группы ОБСЕ при сопредседательстве России, США и Франции. Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ прилагают значительные усилия в двух основных направлениях – разработка основных принципов урегулирования, организация мероприятий по укреплению доверия. В ноябре 2007 года в рамках министериала ОБСЕ сопредседатели представили базовые принципы карабахского урегулирования, которые известны как «Мадридские предложения». В течение года Азербайджан отвергал даже наличие подобного документа и пытался перенести решение вопроса в другие инстанции. В частности, в 2008 году Азербайджан представил проект резолюции в ГА ООН, которая отражала искаженную азербайджанскую версию сути конфликта. Резолюция была принята лишь 39 голосами из 192 стран-членов ООН. Страны-сопредседатели МГ ОБСЕ – Россия, США и Франции, проголосовали против резолюции, а все страны-члены ЕС, включая Соединенное Королевство, не поддержали документ. Президенты стран-сопредседателей МГ ОБСЕ приняли заявления (в 2009 в Л’Аквиле, 2010 в Мускоке), в которых были обнародованы предложенные ими базовые принципы урегулирования. В 2011 году в Довиле и в 2012 в Лос-Кабасе президенты вновь подтвердили свои прежние заявления, подчеркнув необходимость исключительно мирного решения конфликта. Заявления по урегулированию карабахского конфликта были приняты в период с 2008 по 2012 гг. в Хельсинки, Афинах, Алмате, Вильнюсе, Дублине и Астане в рамках саммитов ОБСЕ. Армения приветствовала все вышеуказанные заявления и выразила готовность достичь урегулирования конфликта на основании предложений сопредседателей.
Президент России в период с июня 2008 года по январь 2012 организовал 11 встреч с президентами Армении и Азербайджана с целью согласования принципов урегулирования. В ходе этих встреч был представлены и обсуждены свежие варианты базовых принципов. Баку отверг все варианты предложений сопредседателей МГ. Азербайджанская сторона пытается представить, что якобы приняла вариант представленные в декабре 2009 года, называя его «обновленной» версией. Может сложиться впечатление, что остальные варианты устарели. Но необходимо упомянуть, что даже в отношении предложений от 2009 года у Баку был ряд поправок и изменений, как это было и во всех других случаях. Баку отверг не только предложения принципов урегулирования, но и представленные Минской группой ОБСЕ и пользующиеся полноценной поддержкой международного сообщества меры укрепления доверия, в частности, укрепление режима прекращения огня, отвод снайперов с линии соприкосновения, создание механизмов расследования случаев нарушения режима прекращения огня. Азербайджан не только отказывается принять предложенные меры укрепления доверия, но и периодически осуществляет провокации на линии соприкосновения с Нагорным Карабахом и на границе с Арменией, которые обостряют ситуацию и приводят к новым жертвам. Несмотря на продолжительные призывы сопредседателей к сторонам готовить население к миру, а не к войне, власти Азербайджана на самом высоком государственном уровне продолжают гонку вооружений, угрозы войны, воинственные заявления и сеющую вражду риторику, провокационные действия. Самая циничная провокация имела место в августе прошлого года, когда официальный Баку помиловал и героизировал азербайджанского убийцу Рамиля Сафарова после экстрадиции из Венгрии. Совершенно недавно Азербайджан на государственном уровне подверг гонениям азербайджанского писателя Акрама Айлисли по той причине, что последний в своем романе затронул тему погромов армян в Азербайджане. Была объявлена награда за его отрезанное ухо. Писатель был вынужден найти убежище за пределами Азербайджана. Несмотря на провокационную и деструктивную политику Азербайджана, Армения совместно с международным сообществом продолжит прилагать усилия по исключительно мирному урегулированию карабахской проблемы».