САМОЦЕЛЬ?
Результаты казанской встречи, включая подтверждение приверженности дальнейшему переговорному процессу, дают импульс сторонам конфликта для скорейшего достижения соглашения по базовым принципам. Оставшиеся между сторонами разногласия не должны мешать им принять базовые принципы и перейти к этапу переговоров по разработке проекта мирного соглашения. Об этом говорится в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ, распространенном 4 июля.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ПОСЛЕ ПОДОБНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что сопредседатели живут и работают в совершенно ином измерении, в ином мире, полностью оторванном от реального. А в данном случае их позиция и вовсе поражает неадекватностью. Сопредседатели глаголят о прогрессе на казанской встрече, положительных импульсах, толкающих к достижению сторонами согласия по базовым принципам на фоне очередных алиевских маразматических заявлений. На днях в своем пламенном выступлении на съезде азербайджанцев мира Алиев сказал буквально следующее: «Азербайджан обеспечит свою территориальную целостность любым способом, в том числе используя фактор армии. Армяне хорошо понимают, что они пришли в Нагорный Карабах в гости. Армянское государство было создано на исторических азербайджанских территориях – на территориях Иревана и Зангезура. С передачей Зангезура Армении тюркский мир с географической точки зрения был раздроблен».
Конечно, бряцание оружием, милитаристские заявления, территориальные претензии, искажение истории, откровенная армянофобия официального Баку уже мало кого удивляют. Но даже при огромном желании трудно в этих подходах Алиева усмотреть реакцию на прогресс после казанской встречи. И если Алиев получил, как утверждают сопредседатели, импульс, то или использовал его не по назначению, или же сам импульс был совсем другим. Как бы то ни было, но официальный Баку не давал и не дает никаких поводов для надежд на соглашение по базовым принципам. Между тем сопредседатели не видят, что Баку открыто ведет процесс к провалу, что готовит почву не для продолжения переговоров, а наоборот. Точнее, не хотят видеть, уговаривая себя и других, что процесс движется в верном направлении и его сейчас просто нужно форсировать.
На этом фоне и вовсе абсурдно звучит та часть заявления сопредседателей, где говорится о том, что разногласия не должны мешать сторонам в достижении соглашения по базовым принципам. Во-первых, не понятно, что еще может мешать сторонам, если не разногласия? Во-вторых, фактически сторонам предлагается вообще забыть о сути проблемы, отказаться от самого предмета спора, сконцентрировав внимание лишь на подписании документа любой ценой. Настораживает в этой ситуации то, что такой ценой может стать вопрос статуса, лежащий в основе тех самых разногласий, которые МГ предлагает оставить в стороне.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПРИХОДИТСЯ КОНСТАТИРОВАТЬ, что МГ не ставит перед собой цель реально урегулировать проблему, и теперь для МГ подписание базовых принципов стало самоцелью. Будут ли посредники слишком настойчиво добиваться этого с использованием механизмов давления на стороны, сказать сложно. Единственное, что сегодня становится очевидным, так это попытка превращения процесса в обыкновенный фарс, переноса его в то самое иное, оторванное от реальности измерение. И главное, отсутствие у сторон оснований для доверия к посредникам. По крайней мере у армянской стороны, которая не может безропотно принимать предложение посредников во что бы то ни стало подписать мирный документ со стороной, ежечасно угрожающей войной.
А вообще, армянской стороне, возможно, следует отказаться от переговоров именно с Алиевым? Может, так посредники наконец поймут, что в лице сегодняшнего официального Баку как и они сами, так и армянские стороны имеют дело с террористом. А с террористами, как известно, соглашения не заключаются. Если же все-таки заключаются, то уж точно не работают над договором о мире.
Ара МЕЛИКСЕТЯН
ГОЛОС АРМЕНИИ