Борьба народа Нагорного Карабаха — это национально-освободительная борьба
Борьба народа Нагорного Карабаха — это национально-освободительная борьба. Об этом заявил президент Армении, кандидат в президенты Серж Саргсян в интервью российскому журналу «Огонек».
«Народ, которому Сталин приказал стать частью Азербайджана, не принял этого приказа. Тысячелетиями проживавшие в Карабахе армяне даже в самые репрессивные годы открыто протестовали против этого беззакония. А уж в годы перестройки и гласности просто поставили вопрос ребром. Карабахцы сами должны решить, с каким политическим статусом им жить в будущем. Это классический пример борьбы за самоопределение, и нет ни одного аргумента, разъясняющего, почему народу Арцаха должно быть отказано в этом праве. Все остальные вопросы — производные», — подчеркнул Серж Саргсян.
Президент напомнил, что независимость Нагорно-Карабахской Республики была провозглашена в четком соответствии со всеми конституционными нормами распадавшегося тогда СССР в частности и международного права вообще. Ответом Азербайджана на мирные призывы карабахцев к самоопределению было насилие, погромы, война.
«И сегодня руководство Азербайджана постоянно угрожает нам войной. И сегодня они выпускают на волю убийцу с топором, платят ему офицерскую зарплату за годы, проведенные в венгерской тюрьме. А он там сидел за то, что зарубил спящего армянина в будапештском общежитии. Героизируют и говорят: вот пример, у нас таких тысячи. Ненависть к Армении и ко всему армянскому стала лейтмотивом внешней политики официального Баку. Они говорят о национальной ненависти, о войне, о применении силы с таким рвением, что создается впечатление, что именно эти ценности являются основой Устава ООН», — заявил Серж Саргсян. Глава государства отметил необходимость укрепления международных механизмов по эффективному контролю над вооружениями в нашем регионе. Азербайджан, являясь не постоянным членом Совета Безопасности ООН, практически развязал гонку вооружений и в открытую нарушает свои обязательства по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, подчеркнул Серж Саргсян.
«Мы продолжаем переговоры с Азербайджаном. Но в подобных условиях ожидать какого-либо прорыва нереально. Все, кто занимается этой проблемой и в Москве, и в Вашингтоне, и в Париже — а это столицы стран — сопредседателей Минской группы,— отлично знают, по чьей вине до сих пор не найдено решение. Они отлично помнят, кто провалил переговоры в Ки-Уэсте и Казани. И они знают, что суть проблемы — не в контроле сил самообороны Нагорного Карабаха над прилегающими территориями, следовательно, и решение зависит не от их возвращения», — отметил президент.
Отвечая на вопрос о роли России в урегулировании, Серж Саргсян отметил, что только благодаря российскому посредничеству удалось заключить в 1994 году перемирие. «Серьезные надежды были связаны с недавним российским посредничеством на высшем уровне. Но, увы, Азербайджан торпедировал этот процесс, постоянно выступая с новыми поправками и изменениями к уже практически согласованному документу. Я благодарен высшему руководству России за последовательное и личное участие в поиске путей решения конфликта. Убежден, что одно его присутствие в переговорных форматах значительно охлаждает многие горячие головы», — заключил Серж Саргсян.