В плену глупости: о попытке придания интеллектуальной окраски невежеству и деградации
Азербайджанский сайт 1news.az, взявший под свое крыло всю псевдонаучную потужность азербайджанской пропагандисткой мысли во главе с Рамизом Мехтиевым, на этот раз побил все рекорды невежества, откровенной фальсификации и отсутствия элементарных представлений о пространстве, времени и реалий прошлого, настоящего и, судя по всему, грядущего.
Такое впечатление, что в этой стране все заделались историками от кочегара до политолога. Эдакая народная забава новоиспеченного этноса.
Итак, обо всем по порядку.
Некто Сахиль Искендеров со страниц указанного сайта, пытаясь привязать “антиазербайджанские” высказывания баронессы К. Кокс, оскорбления в адрес которой со страниц азербайджанской прессы льются непрекращающимя потоком и Франтишека Миклошко к “еретичности” Армянской Апостольской Церкви, демонстрирует поистине чудеса тупоумия и невежества.
Если к отсутствию аргументированного и документального обоснования тезиса “проделки армянства, которое путем фальсификации исторических фактов и при необъяснимом безразличии самого христианского мира, прихватизировало титул этноса, первым объявившего христианство (григорианская ветвь) официальной государственной религией в 301 году н.э” можно отнестись со снисходительной улыбкой, то все нижеприведенное вызывало просто гомерический хохот!
Цитата: “что касается даты объявления христианства государственной религией, непременно следует учесть исторический документ — Миланский эдикт, подписанный римским императором Константином Великим в 313 году н.э., в котором объявляется взятие христианства под защиту государства, гарантирующего его право на существование. Здравый смысл подсказывает, что до появления этого эдикта армянский правитель, находящийся в прямой вассальной зависимости от Рима, не мог возвести христианство в ранг государственной религии. К тому же науке давно известно, что еще в конце II столетия, т.е. более чем за век до армян, христианство стало официальной религией в арамееязычном Эдесском царстве (Осроенe).“
Пичалька для “стройной” концепции Искендерова обнаружилась на сайте Вехи.ру, где римский историк 3-4 века Евсевий Кесарийский рассказывает о войне между Арменией и Римом, где римский император Максимин в 312 году пытается усмирить армян и заставить вернуться к старой религии и отказаться от христианства. То есть хотел навязать армянам язычество, что свидетельствует о том, что армяне до Миланского эдикта уже были христианами и даже бросили вызов императору Рима, войска которого были разбиты армянским царем Трдатом, а Миланский эдикт был принят во времена Константина, после смерти Максимина. А если учесть, что народ не стал бы проливать кровь за новую и чуждую религию, то говорить о том, что армяне приняли христианство “за пару лет” до описываемых событий смысла нет. Во всяком случае для здравомыслящей части человечества, к числу которой “НАНАйцы” не отностятся по ряду совершенно очевидных причин.
Понятно, что для псевдонаучной особи, вольно интерпретирующей события, факты и документы, совершенно естественно двигать границы пространства и времени в любом удобном для агитпропа и планктона направлении. Но хотя бы в Википедию можно заглянуть, чтобы почерпнуть хотя бы поверхностные сведения?
Цитата: “Халкидонский Собор (IV Вселенский Собор, созванный в 451 году византийским императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне) официальными направлениями христианства признал только католицизм, православие, англиканство и лютеранство. Монофизитская армяно-григорианская церковь же была признана еретической. После собора император Маркиан издал строгие законы относительно монофизитов: ссылать в заточение или изгонять; сочинения их сжигать, а за распространение их казнить и пр. Практически от неминуемого разгрома Армянскую Григорианскую Церковь, спасли тюрки-сельджуки, разбившие византийцев при Манцикерте в 1071 году. Именно после этой битвы опасность, грозившая Армянской Григорианской Церкви, исчезла, и она смогла продолжить свое существование.“
Не вдаваясь в подробности и дифференциацию Вселенских соборов, скажем лишь, что только два первых принимаются и признаются всеми без исключения христианскими церквами. Третий, Никейский и четвертый Халкидонский оспариваются теми или иными ветвями христианских церквей. Однако ни одна из непризнавших итоги этих соборов не отлучена от общехристианской семьи. Во всяком случае мировая историография об этом ничего не знает. Но, что самое ужасное, на IV Вселенском Соборе в Халкидоне не обсуждалось ничего, кроме догматических вопросов о природе Христа, борьбе двух теологических школ Александрийской и Антиохийской, осуждения ереси Евстахия монофизиства (к коему ААЦ не имеет никакого отношения). Об армянской церкви, тогда составной части Вселенской Церкви, ничего в постановлениях нет. Так как Армянская Церковь по причине войны с персами не принимала участия и даже не знала, что там было принято.
Впрочем, об этом можно почитать на любом специализированном ресурсе, где опубликован полный текст постановлений как IV Вселенского Собора в Халкидоне, так и всех прочих.
Но то, что на Халкидоне официальным направлением христианства были признаны Лютеранство и Англиканство – это сильно! Только воспаленному мозжечку азербайджанского политолога доступно каким образом в 5-м веке были признаны религиозные течения, возникшие в через 1 100 лет аж в 16-м веке?!
На этом фоне блекнет даже факт разделения Церкви на Католическую и Православную (Схизма), имевший место 11-м веке, то есть через 600 лет, после приснопамятного Халкидонского Собора. Кстати говоря, Восточных Церквей это разделение не коснулось и они как были, так и продолжили оставаться полноправными членами Общехристианской Церковной семьи и это никоим образом не поколебало их позиций, авторитета и правомочности.
Спасение Армянской церкви от сельджуков – это вообще песня! Неизвестно, какая угроза с точки зрения ущербной логики политолога грозила ААЦ, но даже если бы она поменяла догматику и приняла бы Собор, она бы все равно осталась афтокефальной. Грузины же не стали греками приняв Собор в 7 веке?
Особенно потешно выглядит в пассаже переход от “преследований Маркиана” Армянской Апостольской Церкви к “Спасение ААЦ сельджуками”. Создается впечатление, что сельджуки спасли армян от Маркиана, учитывая что между этими событиями лежит разница в 6 веков.
Нелишне добавить, что из-за политики сельджуков Армения была полностью разорена, а в битве в 1071 года армяне бились против сельджуков совместно с византийцами, теми, от которых сельджуки их “спасали”, разоряя монастыри, разрушая города и вырезая население. Но это совсем другая история.
Неизвестно, что хотел донести до читателя политолог-Сахиль этой мешаниной фактов, хронологии и вольной интерпретацией исторических фактов, но факт остается фактом – в плену глупости он застрял надолго, если не навсегда.
misinformative.info