Владимир Казимиров: В вопросе механизмов расследования инцидентов не надо изобретать велосипед
Разговоры о необходимости создания механизмов расследования инцидентов в на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Армении и Нагорного Карабаха напоминают старый анекдот о необходимости изобрести велосипед. Об этом заявил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ, посол Владимир Казимиров в беседе с журналистами в Ереване.
«Столько рассуждений о необходимости расследования инцидентов, как будто неясно их происхождение в массе своей, это самоочевидно. Все настолько зримо, что большого расследования не требуется», — заметил российский дипломат. Он напомнил, что еще 4 февраля 1995 года было заключено специальное соглашение с участием всех трех сторон конфликта – Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах. Это соглашение носит название «Об укрепления режима прекращения огня». «Но по сути речь шла не только об укреплении режима прекращения огня, а об инцидентах на линии соприкосновения. Была договоренность о прекращении огня без развода войск», — отметил Владимир Казимиров.
Владимир Казимиров отметил, что 18 февраля 1994 года три министра обороны в Москве подписали протокол о том, что по мере достижения прекращения огня будет проводиться развод войск. «Кто ушел от этой договоренности? Через некоторое время после этого я имел удовольствие дискутировать с тогдашним министром обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедовым, который начал мне доказывать, что «это наша земля» и «пусть отступают армяне». Для решения этого вопроса был придуман вариант асимметричного развода войск – то есть там, где есть азербайджанские села, отходят армянские войска, и наоборот. И этот вариант не понравился», — отметил Владимир Казимиров. По его словам, в этом соглашении четко прописаны действия в случае возникновения инцидента. «Сторона, заявляющая об инциденте, сообщает данные. Другая сторона в пределах 6 часов дает разъяснения. Кроме того, предусматривались контакты на местном уровне. Это не означало, что отстраняется высшее военное и политическое руководство. Но облегчалось контактирование между местными командирами. Однако это соглашение не выполняется. Причем не выполняется нагло. Если подписав документ, сторона потом решает, что он ей ни к чему, существуют цивилизованные методы. Вначале можно предложить дополнить документ, внести изменения. Но если другого решения не находится, она денонсирует его. Разве Азербайджан действовал цивилизованным образом в отношении этого соглашения? Нет, просто идет полное абсолютное замалчивание, как будто это соглашение и не было подписано, причем с прямого одобрения Гейдара Алиева», — отметил Владимир Казимиров.