Уругвай становится игроком в кавказском уравнении
Приводим статью Эдмонда Азадяна, опубликованную в «The Armenian Mirror-Spectator», со значительными сокращениями:
Посетившие Уругвай армяне имеют представление о статусе армянской общины в этой стране. Большинство поселенцев в этой гостеприимной южноамериканской стране были теми, кто пережил Геноцид, с горьким багажом травматических переживаний и воспоминаний. Тем не менее, через свое усердие, трудолюбие и восприятие гостеприимства и культуры принимающей страны они мудро интегрировались в структуру общества без ассимиляции.
Их вклад в развитие Уругвая был намного больше, чем предполагает их число. Поэтому и их влияние тоже сильнее, чем могла бы оказывать община такого размера в другом месте.
Крупная магистраль в столице Монтевидео называется Армянским бульваром, а главная площадь называется площадью Армении. Престиж общины в Уругвае помог семьям и армянской общине в их развитии. Эти взаимовыгодные отношения с населением Уругвая дали дивиденды далеко за пределами страны – правительство Уругвая первым признало Геноцид армян. После освобождения Армении от советской власти эти отношения помогли также общему армянскому делу, став диаспоральным расширением внешней политики Армении.
В теории любая община в той или иной стране должна стремиться играть эту роль, вводя армянские вопросы в повестку дня внешней политики данной страны. У нас есть эта возможность в США, если мы сможем использовать наши ресурсы разумно и политизировать большие массы внутри общины.
Недавние события показали, что Уругвай стал играть важную политическую роль на шахматной доске дипломатии на Кавказе.
Есть страны в Латинской Америке, которые не являются стороной в постоянной, неинтенсивной холодной войне между Востоком и Западом. Примером тому является признание Абхазии и Южной Осетии со стороны Никарагуа и Венесуэлы, после того как они откололись от Грузии. Политика Уругвая соответствует этой тенденции в Южной Америке. Тот факт, что официальная парламентская делегация посетила Карабах, является революционной инициативой, которая вызвала гнев руководства Баку.
Эти события могут в конечном итоге привести к признанию независимости Карабаха Уругваем. Отвечая на прямой вопрос о такой возможности, председатель Комитета по иностранным делам Уругвая Рубен Мартинес Гуэльмо сказал: «Чтобы быть честным с вами, теоретически такая возможность существует. Однако это политический процесс, который должен идти своим чередом. Документы должны быть составлены и изучены. В настоящее время мы выполняем миссию по установлению фактов. Собранные факты должны быть представлены политическим силам».
В прошлом году Сенат Уругвая принял резолюцию, чтобы обеспечить бюджет для строительства музея, посвященного Геноциду армян. Признание независимости Карабаха станет прорывом для вывода этого мини-государства из его изоляции.