ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИРАНЕ

4 Июл 2011 | Автор: | Комментарии к записи ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИРАНЕ отключены

После того как 1 мая президент Ирана после 10-дневного перерыва вернулся на работу и заявил, что государственные органы должны следовать утвержденному духовными властями курсу, сложилось впечатление, будто президенту Ирана удалось сгладить разногласия с иранским духовенством и политический кризис в Иране постепенно регулируется. Утверждению этого мнения способствовало также заявление верховного лидера Ирана Али Хаменеи о том, что, хоть и правительство допустило ошибки, однако все должны содействовать ему своей критикой и советами во благо исламской республики. Однако как показали дальнейшие развития, признаков окончания политической борьбы в Иране не наблюдается.
Ход внутриполитической борьбы

Призыв верховного лидера «содействовать» Ахмадинежаду не остановил два важных антипрезидентских процесса – обсуждение отставки президента в меджлисе и аресты его соратников.

Как и было запланировано, 27 мая меджлис провел слушания по антиконституционной деятельности правительства, которые, как предполагалось в начале мая, могли привести к решению о прекращении полномочий президента. Хотя такое решение принято не было, меджлис от него не отказался и решил применить, условно говоря, тактику «долгосрочного процесса»: депутаты решили обратиться в суд, чтобы тот рассмотрел подписанный президентом М.Ахмадинежадом приказ о своем назначении на должности министра нефти. Незаконность приказа очевидна, ибо назначивший сам себя министром нефти президент не обсудил свое решение ни с духовным предводителем, ни с Советом стражей, ни с парламентом.

Несмотря на то, что 3 июня президент оставил должность министра нефти, вердикт суда может стать основанием для его отставки. Ожидая решения суда, парламент Ирана следит также за тем, как сложатся отношения президент-духовная власть и сможет ли М.Ахмадинежад оказать какое-либо сопротивление организованной против его окружения кампании (что, по положению на сегодня, кажется более чем сомнительным, с учетом тех широкомасштабных арестов, которые производят службы безопасности Ирана).

Согласно информации иранских сайтов, в течение последнего месяца были задержаны несколько десятков сторонников М.Ахмадинежада, большинство из которых обвиняется в распространении антиисламских идей, а также в антигосударственной деятельности. Самым влиятельным лицом среди задержанных является советник администрации президента Казем Киапаша, так называемый «серый кардинал», человек, который вместе с президентом и его администрацией разрабатывал политику президента, принимал непосредственное участие в процессе управления страны. Различные иранские источники называли Киапашу «приближенным и другом» президента, а в последние месяцы даже обсуждалось, что М.Ахмадинежад собирается «сделать» Киапашу «президентом», учитывая то обстоятельство, что позиции Р.Машаи в духовных кругах более чем слабы. Задержание Киапаши, которое сегодня подтверждают также иранские власти, фактически вывело из игры одного из кандидатов, претендующих в 2013г. на должность президента, который мог заручиться поддержкой действующего главы государства. Согласно неофициальной информации, которую распространил также ряд западных СМИ, вместе с Киапашой был задержан также председатель действующего при президенте Совета культуры Ходжатолэслам А.Амирифар. Отметим, что если аресты действительно имели место, то разрешение на них дал именно А.Хаменеи, ибо без его согласия арест Ходжатолэслама – де-факто представителя духовного лидера – был невозможен.

Пока остается открытым один из важных вопросов о том, задержан ли Р.Машаи. О его аресте говорится уже 3 недели, и то, что он недоступен в своем доме и вообще не является на работу, лишь усиливает эти слухи.

То, что арестованы многие из окружения президента, косвенно подтверждает также сам президент. 7 июня М.Ахмадинежад, отвечая на вопрос журналиста об аресте своих помощников и их связях с «колдунами», сказал: «Этих людей, о которых вы говорите, кажется, арестовали, так что дайте правительству продолжить свою работу. Сейчас нам должно быть разрешено продолжать нашу работу, служить народу и осуществлять наши революционные цели». Такой ответ президента может создать впечатление, будто он полностью уступил свои позиции, принял пораженческую позицию, однако на той же встрече с журналистами свои отношения с консервативными и духовными кругами он определил как «отличающиеся на 1800: мы на противоположных сторонах». Следует отметить, что аресты сторонников президента, по всей вероятности, были одной из основных причин отсрочки намеченного визита в Ереван. Согласно сайту Fararu, власти в последний момент запретили сопровождавшим президента двум лицам покидать Тегеран, в результате чего М.Ахмадинежад вынужден был отказаться от поездки. Визит был отложен в форс-мажорных условиях, и об этом свидетельствует также то, что иранское государственное агентство IRNA распространило последнюю официальную информацию о визите 5 июня в 18:00, за несколько часов до визита. Очевидно, что визит был отложен в последний момент, не исключено также, что прямо в аэропорту, где, возможно, сотрудникам президента не разрешили покинуть территорию страны.

5 июня руководитель парламента Ирана Али Лариджани направил довольно жесткое письмо президенту, требуя отныне следовать решениям меджлиса в связи с назначением нового министра. Следует подчеркнуть также, что пресс-конференция президента 7 июня, на которой он заявил о своих разногласиях с духовными властями, не была предусмотрена регламентом (поскольку президент в то время должен был находиться в Армении) и была организована на скорую руку. По всей вероятности, это было последствием тех же процессов, которые помешали визиту М.Ахмадинежада в Ереван. Отметим, что А.Лариджани, предъявивший обвинения президенту, в последнее время активизировал также свою внешнеполитическую деятельность: именно он, а не президент предложил странам Персидского залива сформировать совместную систему противоракетной обороны, и именно Лариджани перед заседанием ОПЭК заявил, что Иран выступает против изменения квот на объемы нефтедобычи. То, что это заявление было сделано тогда, когда президент Ахмадинежад занимал должность министра нефти, в какой-то степени символично.

Примечательно также, что президент Ирана, по всей вероятности, лишился поддержки Корпуса стражей исламской революции. Во всяком случае об этом говорит заявление члена съезда экспертов Ирана, аятоллы А.Маназира о том, что во время встречи с верховным лидером Ирана Хаменеи главнокомандующий Корпусом стражей М.Джафари попросил разрешения на арест Р.Машаи, однако не получил одобрения. А представитель Хаменеи в Корпусе стражей М.Золнур 8 июня заявил, что Корпус готов ударить по антигосударственным силам, которые хотят «уничтожить систему, используя данные ею же возможности». Очевидно, что речь идет о находящихся у руля власти людях, способных разрушить систему изнутри.
О дальнейших развитиях

По всей вероятности, духовные власти Ирана всячески избегают отправления президента в отставку, поскольку это приведет к новым выборам, проведение которых под влиянием волны арабских революций может дестабилизировать ситуацию в стране. Однако в ближайшие месяцы духовные власти сделают все возможное, чтобы отнять из рук президента рычаги влияния, ударяя, в первую очередь, по его команде или «клану», значительная часть которого работает и сотрудничает с Ахмадинежадом последние 15 лет. Большинство из них начали свою политическую карьеру в Иранском Азербайджане и Курдистане, из-за чего команду президента зачастую условно называют «ардабильским кланом». Членами этого «клана» являются:

1. руководитель администрации президента Машаи – учредитель представительства провинции Курдистан Корпуса стражей исламской революции, в дальнейшем занимал высокую должность в Ардабильском командовании Корпуса,

2. губернатор провинции Курдистан, ныне вице-президент М.Рахими, которого меджлис обвиняет в руководстве «коррупционной группой» («группа Фатеми» по названию улицы Фатеми, где расположен офис вице-президента). Он считается «кассиром» президента и, как полагают многие, управляет финансовыми потоками всей администрации.

3. Али Никзад, который в свое время был губернатором провинции Ардабиль, с 2009г. руководит министерством градостроительства, а с 7 февраля 2011г. Ахмадинежад назначил его по совместительству министром транспорта. Именно Никзад является автором проекта вывода государственных структур из Тегерана и строительства нового города, в котором духовные власти увидели потенциальную опасность отделения Хома от правительства,

4. министр здравоохранения и социальных вопросов, ранее министр внутренних дел и вице-губернатор провинции Западный Азербайджан С.Махсули, который считается одним из самых богатых людей Ирана. Согласно неофициальной информации, его состояние превышает несколько миллиардов долларов.

5. руководитель Фонда мучеников и родственник президента М.Зарибафан, непосредственно работает с ветеранами ирано-иракской войны, решает волнующие их вопросы и обеспечивает их потенциальную поддержку президент.

По всей вероятности, в ближайшее время в Иране нужно ожидать борьбы именно с вышеупомянутыми людьми, в которой примут участие как духовные власти, так и иранский меджлис. Хотя делать прогнозы в случае Ирана – дело весьма неблагодарное, тем не менее сегодняшний расклад сил предполагает, что команда президента проиграет, в результате чего в течение оставшихся двух лет президентства М.Ахмадинежада его возможности и реальное влияние будут ограничены.
noravank

Другие статьи категории "Иран":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.