Белые палатки под красным полумесяцем
То, что происходит в Сирии с марта с.г., почти ничем не отличается от событий, происходящих в других арабских странах. Антиправительственные выступления, оппозиция (о существовании которой до этого никто не слышал), внутриполитическая напряженность, сотни жертв, международные санкции, якобы обусловленные применяемыми против демонстрантов силовыми действиями и, конечно же, напряженность с соседями. В случае Сирии их в основном два – Турция и Израиль, что в свою очередь вызывает реакцию других государств Ближнего Востока, создавая в и без того неспокойном регионе множество опасностей, ведущих к хаосу.
В этом контексте напряженность Сирия-Турция требует отдельного рассмотрения. В результате столкновений власть-оппозиция множеству сирийцев не оставалось ничего другого, кроме как найти убежище в приграничной с Турцией провинции Хатай. Число беженцев разбитого в этой зоне палаточного лагеря уже превышает 10 тысяч человек. Анкаре нетрудно было сразу заявить, что создание этого лагеря исходит из гуманитарных соображений, тогда как для Дамаска свершившееся имеет одно объяснение: Турция поддерживает мятежников и таким образом поощряет начавшиеся в его стране беспорядки, следуя примеру Запада.
Следует заметить, что последовательность турецкой стороны действительно бросается в глаза. Турецкие пограничники разрешают сирийцам без труда пересечь границу страны, размещают их в заранее подготовленных палатках, вместе с тем призывая Дамаск отвести войска с районов волнений, опасаясь того, что это увеличит поток беженцев в сторону Турции. Сирия, разумеется, оставляет этот призыв безответным и, похоже, догадывается о далеко идущих намерениях своего соседа. Турки, привыкшие греть руки на огне других, по всей вероятности, на этот раз собираются воплотить в жизнь то, что в свое время применили в северном Ираке. Приблизившая по примеру Дамаска к границе свои войска Анкара считает, что стоит перед задачей принятия очень важного решения. Программа, которую они сегодня рассматривают, предполагает создание в Сирии так называемой «буферной зоны». Для этого у Анкары есть очень удобная мотивировка. Дело в том, что большинство беженцев – не арабы, а курды. Подчеркивая это обстоятельство, турки также утверждают, что большое число составляют, в частности, члены Рабочей партии Курдистана, что уже должно поставить под удар их безопасность.
Такое резкое ухудшение турецко-сирийских отношений не предполагалось и по большому счету не исходит из интересов сторон. Если отложить в сторону произошедшие в прошлом случаи и противоречия, то хотя бы в последние несколько лет эти связи ощутимо потеплели. Турция – торговый партнер Сирии номер один. Скажем больше: турецко-сирийские отношения настолько укрепились, что в отношениях Сирия-Израиль Турция даже пыталась взять на себя роль посредника. А сегодня вчерашние друзья сами нуждаются в примирителе и посреднике.
Нынче факт в том, что заявление Анкары о создании зоны безопасности на приграничной территории крайне возмутило лидера Сирии Асада, и он даже продвинул вперед свой армейские подразделения и открыл огонь по нескольким населенным пунктам, спустив там турецкие флаги. Это, конечно же, пока нельзя назвать вызовом к войне, однако намерение запугать соседа на самом деле было. В Сирии сегодня не так уверены, что если Запад, тем не менее, решит предпринять «крестовый поход» против них, Анкара сможет проявить стойкие позиции. И, пожалуй, с перспективой такой опасности, как сообщила ливанская газета «Аль Акбар», Башар Асад пожаловался на Турцию верховному лидеру Ирана Хаменеи, который, в свою очередь, заявил, что если НАТО нападет на Сирию по территории Турции, то Тегеран нанесет удары по объектам НАТО в Турции.
Скажем, что этот сценарий развития событий маловероятен. Намного реальнее, что турки попытаются найти грани примирения с сирийцами или обусловят свои дальнейшие действия изменчивым ходом событий. В этом смысле правы те эксперты, которые считают, что отношения Анкары и Дамаска будут прямо пропорциональны внутриполитической ситуации в Сирии. Т.е. чем слабее станет власть Дамаска, тем Турция еще больше будет стремиться оказать давление со своих позиций. Что же касается внешнего давления, то в Анкаре, пожалуй, уже осознали, что в случае Сирии НАТО и США не смогут вести себя так, как повели себя, скажем, с Ливией. Уже известно, что Россия и Китай выскажутся категорически против, а соседний Иран вообще не будет колебаться ни секунды. А это уже сводит к минимуму шансы добиться результатов.
В дополнение скажем также, что мнение о том, будто Армения может воспользоваться нынешней напряженной ситуацией в турецко-сирийских отношениях для восстановления отношений с Сирией, не столь уместно. Правда, на некогда хорошие армяно-сирийские отношения в каком-то смысле, возможно, отрицательное воздействие имело углубление отношений Сирия-Турция, однако ни это обстоятельство, ни нынешняя напряженность не могут играть определяющей роли. Выход нужно искать в другой плоскости.
nationalidea