Киргизы требуют от России 100 миллиардов долларов за геноцид
JanARMENIAN — Обычно киргизские политики подлизываются к Москве. Поэтому выглядит несколько необычным, когда один из них говорит что-то, что выглядит (если кто-то конечно смотрит) как преднамеренное провоцирование Кремля. Об этом пишет EurasiaNet.
Россия должна заплатить миллиарды за «киргизский геноцид» 95 лет назад, говорит Нурлан Мотуев, один из восьмидесяти трех киргизских кандидатов в президенты на предстоящих 30 октября выборах. Мотуев — по прозвищу «угольный король», которое ему дали за предположительный захват прибыльной шахты во время политических беспорядков в 2005 году — вновь возник на политической сцене и сейчас пытается разыграть, условно говоря, происламскую карту, и судя по всему, ищет врага. В то время как обычно на эту роль легко подходят Китай или США, Мотуев, согласно данным киргизской прессы, указывает пальцем на Россию.
Возвращаясь в 1916 год, когда Российская империя проигрывала Первую мировую войну в Европе, царь попытался призвать в армию неславян. Мятеж, который русские жестоко подавили, разразился в отдаленных провинциях Средней Азии. Десятки, если не сотни тысяч были убиты и умерли в попытке бежать через горы в Китай. В советские времена этот эпизод замалчивался, а сегодня его вспоминают и отмечают как «Уркун» (в переводе «исход»).
Геноцид — сильное слово, и Киргизия это хорошо знает после того глобального позора, который последовал за прошлогодней вспышкой насилия на этнической почве на юге страны. Это был, конечно, не геноцид, но слово — постоянно использовавшееся в сообщениях средств массовой информации — больно жалило многих киргизов, которые по-прежнему чувствуют, что международное сообщество вынесло им несправедливую оценку.
Мотуев демонстрирует свои истинные намерения, когда назначает цену так называемому геноциду 1916 года. Удовлетворительной ценой, которая смоет российскую вину, на его взгляд, будет сто миллиардов долларов — сумма, в двадцать раз превышающая ВВП Киргизии. А на случай, если Москва проигнорирует его требования, «не стоит забывать о том, что кроме официальных властей в Киргизии также есть недовольные и раздраженные люди», говорит он.
Несколько из первоначальных восьмидесяти трех кандидатов уже выпали из гонки, и еще много кому не удастся собрать необходимое количество подписей, денег или не хватит словарного запаса (транслируемый по телевидению экзамен на знание киргизского языка обязателен). Но до этого предвыборный сезон определенно вскроет и другие безумные предложения. Предложение Мотуева, хотелось бы надеяться, не является «русофобской картой», как предупреждала одна бишкекская газета, а представляет собой лишь одну из многих притянутых за уши (и, стучу по дереву, безвредных) идей, которые и в дальнейшем будут изрыгаться из роя тех, кто стремится всячески заполучить известность и внимание общества.