Продолжается спор между Грузией и Азербайджаном из-за монастыря Давид Гареджи
Продолжающийся более 15 лет территориальный спор между Грузией и Азербайджаном вокруг монастырского комплекса Давид Гареджи накануне вновь напомнил о себе. Об этом сообщает BBCRussian.
Сотни людей с плакатом «Давид Гареджи — это Грузия!!!» вышли на улицы Тбилиси, после того как представители духовенства заявили, что азербайджанская сторона отказалась пускать верующих и туристов из Грузии в часть монастырского комплекса.
Проблему, как утверждает грузинская сторона, удалось решить после встречи президентов двух стран на саммите НАТО в Чикаго, однако эксперты сомневаются, что компромисс долговечен.
Через несколько часов после встречи глав Грузии и Азербайджана пограничные ведомства договорились о свободном допуске всех желающих из Грузии, как грузинских граждан, так и иностранных туристов, на всю территорию монастырского комплекса до завершения процесса делимитации государственной границы между государствами.
Затишье вокруг монастырского комплекса может быть лишь временным, полагают эксперты.
Расположенный в полупустынной местности пещерный монастырский комплекс Давид Гареджи в течение многих лет остается камнем преткновения в отношениях между Грузией и Азербайджаном.
Затягивание вопроса делимитации границы может стать серьезной угрозой для, казалось бы, безоблачных отношений Грузии и Азербайджана.
Спор о двух процентах
Работа по делимитации госграницы между Грузией и Азербайджаном ведется более пятнадцати лет.
За это время было согласованно около 66 процентов общего периметра границы с Азербайджаном.
Несогласованными остаются более 10 участков, в том числе и участок, на котором находятся объекты монастырского комплекса, говорит Ивери Мелашвили, руководитель службы делимитации границы при министерстве иностранных дел Грузии.
«Памятники Давид-Гареджийского комплекса разбросаны на территории примерно в 150 квадратных километров, — сказал Мелашвили Би-би-си. — О культурной, территориальной или же религиозной принадлежности Давид-Гареджийского комплекса никто не спорит — это неотъемлемая часть Грузии. Вопрос касается только одной части, около двух процентов этого комплекса».
В результате административного деления в советское время граница между Грузией и Азербайджаном была проведена по хребту, говорит Мелашвили, и на южном его склоне оказались пещеры и находящиеся в нем памятники.
Так как этот участок не согласован на уровне делимитационных комиссий, на данный момент действует граница, установленная в советское время.
«Этот спорный участок фактически пока принадлежит азербайджанской стороне, но на нем находится часть очень важного грузинского памятника, — сказала в интервью Би-би-си заместитель министра иностранных Нино Каландадзе. — Соответственно, до завершения процесса делимитации мы соглашаемся на то, чтобы не говорить о как таковой принадлежности этой территории, несмотря на де-факто ситуацию».
«Проблем нет»
Грузинская сторона надеется, что Баку пойдет на уступки в вопросе монастырского комплекса, и он полностью окажется в пределах Грузии.
«Конечно, наша конечная цель — вести переговоры так, чтобы этот комплекс окончательно оказался в границах Грузии, так как это постоянно будет очагом справедливого недовольства для грузинского народа», — говорит Каландадзе.
Грузинские историки и духовные лица поднимают вопрос и о монастыре Бертубани, который также является частью монастырского комплекса и находится на территории Азербайджана, примерно в 2,5 километрах от границы.
По словам Мелашвили, Бертубани также является предметом переговоров, но пока делать какие-либо комментарии по этому поводу преждевременно.
Между тем некоторые азербайджанские историки считают, что комплекс Давид Гареджи имеет албанское происхождение. Официальных претензий в связи с этим азербайджанская сторона, впрочем, не предъявляет.
В Баку говорят, что процесс делимитации границы между двумя странами проходит гладко и успешно.
«К сожалению, определенные силы пытаются раздуть этот вопрос, который обсуждается в рамках совместной азербайджано-грузинской комиссии, и сделать из него политическую проблему. Еще раз повторяю: между Азербайджаном и Грузией не существует никаких проблем, — говорит руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев. — Вопрос делимитации границы должен рассматриваться с нормативно-правовой точки зрения. Этот нормативно-правовой процесс между двумя странами проходит очень успешно».
Третьи силы
Разделение монастырского комплекса между Грузией и Азербайджаном в советское время не было случайным, считает директор института истории и этнологии имени Иванэ Джавахишвили Важа Кикнадзе.
«Это один из выдающихся пещерных монастырей, там прослеживаются целые эпохи и прекрасные фрески, — говорит Кикнадзе.- Конечно, это ценнейший памятник, и в своё время разделить его было грубейшей ошибкой, которая, я думаю, была допущена специально, чтобы потом, когда нужно будет третьим силам, задействовать эту бомбу медленного действия».
Сегодня, двадцать лет спустя после распада Советского Союза, такая мина может подорвать отношения между двумя странами, говорят эксперты.
Пойти на уступки в вопросе комплекса будет нелегко обеим сторонам. Территориальный спор – болезненный вопрос для обеих стран, и передача даже небольшого участка земли вызовет шквал критики, как в Тбилиси, так и в Баку.
Последние события вокруг Давид-Гареджийского комплекса, по словам политологов, еще раз подчеркивают необходимость найти скорейшее решение спорным демаркационным вопросам между Тбилиси и Баку.
«Иначе ущерб будет нанесен стратегическому партнерству Грузии и Азербайджана. Сегодня эти две страны фактически находятся в котле со всех сторон. Либо с Грузией у какой-то соседней страны не очень доброжелательные отношения, либо с Азербайджаном, либо с обеими странами, — сказал в интервью Русской службе Би-би-си руководитель исследовательского центра «Восток-Запад» Арастун Оруджлу. — В этих условиях сохранение сегодняшнего темпа развития азербайджано-грузинских отношений очень важно».
По мнению политолога, рост напряженности между Грузией и Азербайджаном сегодня играет на руку третьей стороне — России.
«Сегодня отношения с Грузией у России, мягко говоря, не совсем уладились, и с Азербайджаном ухудшились, — говорит эксперт.- Я думаю, что это был бы просто идеальный вариант [для России], если бы эти две страны просто поссорились».