В Баку «Евровидение» танцует на вулкане
Приводим статью Пьера Авриля, опубликованную во французской «Le Figaro», со значительными сокращениями:
Столица Азербайджана принимает в субботу песенный конкурс. Показная оболочка скрывает коррумпированный и репрессивный режим в руках одной семьи – Алиевых.
В своем офисе-зале в весьма смущающем президентском дворце с пустынными коридорами Али Гасанов, один из главных советников Ильхама Алиева, имеет миссию продавать Западу образ Азербайджана через витрину Баку. «Организация «Евровидения» должна продемонстрировать нашу культуру, наши традиции, нашу толерантность и нашу современность», – говорит толстощекий аппаратчик, который, чтобы лучше описать свою страну, где большинство – мусульмане, жонглирует такими понятиями, как «либерализация экономики», «европейские стандарты», «место встречи между исламом и христианством». Не менее 97% ее экспорта – в основном в Европу – зависит от нефти, на долю которого приходится 60% доходов бюджета.
Однако за формулировками должностного лица чувствуется появляющаяся усталость. Усталость от того, чтобы отвечать на непрерывную критику оппонентов, западных НПО и недружественных соседей, которые тоже используют «Евровидение», чтобы разоблачать за гламурным фасадом нефтяной династии жестокость и коррумпированность режима. По мнению НПО, как и правительств западных стран, ситуация с правами человека продолжает ухудшаться.
В помещениях партии «Мусават» на окраине Баку трое мужчин и пять женщин проводят голодовку в двух разных комнатах, требуя освобождения одиннадцати «политических заключенных». НПО насчитали около 70 политических заключенных в стране, что опровергают власти.
Эти инициативы гражданского общества только бросают тень на золотой образ Азербайджана, который режим Алиева хотел продвинуть. В верхушке власти, которая не привыкла к такому протесту, ощущается лихорадочность. Десятки активистов оппозиции были арестованы в четверг в Баку во время новой демонстрации против песенного конкурса. «Власть полностью загнала себя в ловушку в своей работе по связям с общественностью. Эта работа теперь обернулись против нее», – отмечает политолог Ариф Юнусов, противник режима, чьи помещения также были разрушены.
В то же время Азербайджан переживает политическое наступление со стороны его большого соседа Ирана, где проживает большое азербайджанское меньшинство на севере (25 млн.). Тегеран осуждает «Евровидение» как «гей-парад» и использует его, чтобы критиковать усердное сотрудничество, в том числе военное, между Азербайджаном и Израилем. «Цахал» хотел бы использовать азербайджанскую территорию в случае нападения на Иран. Официально Баку отказывается.
Азербайджанские власти упрекают исламистский режим особенно за поддержку Армении, вечного врага в карабахском конфликте за территорию на границе между двумя странами, «незаконно оккупированную» Ереваном с начала 1990-ых годов. Армения же бойкотировала «Евровидение».
В мышлении азербайджанского режима исламистская угроза и угроза политической оппозиции постепенно смешиваются. Две шиитские мечети в столице были разрушены в течение года, в то время как радикальные лидеры, в том числе протестующие против запрета на ношение хиджаба, находятся в тюрьме. Благодаря своим нефтяным доходам государство все еще может купить социальный мир и остановить нарастающий протест. Однако добыча золота – уже в стагнации – должна начать снижаться в течение десятилетия, а газ из-за отсутствия достаточного количества трубопроводов не может стать заменой. В Баку в настоящее время обсуждается два сценария, которые были немыслимы в прошлом году: мирная «оранжевая революция», как на Украине, или свержение власти на египетский манер…