Иран готов поделиться с Арменией знаниями в области атомной энергетики
Шесть мировых держав и Иран завершили в Стамбуле новый раунд переговоров, проведенных с целью разрешения спора вокруг тегеранской ядерной программы. Подобная встреча произошла впервые за 15 месяцев. Складывается впечатление, что все стороны хотят избежать войны, и только Израиль и поддерживающие его определенные круги в США заинтересованы в эскалации конфликта. Полемика вокруг «ядерного досье» Ирана с мирным исходом, судя по всему, явно не устраивает эти силы.
Несмотря на то, что Тегеран согласился принять многие предложения посредников и выполняет практически все требования МАГАТЭ, представители израильского истеблишмента в ответ лишь усиливают антииранскую риторику, продолжая накалять и без того непростую ситуацию в регионе. Не отстают от них и союзники в Республиканской партии США, заявляющие о том, что Соединенные Штаты не верят в обещания Ирана и уверены, что конечной целью Исламской Республики является создание ядерного оружия.
Директор иранского Центра стратегических исследований «Новая концепция», доктор наук Миргасем Момэни прокомментировал ситуацию, откликнувшись на эти заявления.
— Обсуждая проблему развития ядерных технологий Ирана, американские эксперты часто заявляют, что Тегеран намерен заняться обогащением урана в большей степени, чем это необходимо для атомной станции. В результате этого Исламская Республика, дескать, получит возможность создать ядерное оружие. Соединенные Штаты считают это прямой угрозой своим интересам. Как Вы думаете, насколько искренна в этой связи озабоченность страны, имеющей самый мощный в мире арсенал ядерного вооружения? А может это просто повод для оказания давления на Тегеран, стремящийся к развитию мирной атомной энергетики?
— После Исламской революции Иран достиг большого прогресса в сфере различных наук, самой важной из которых является атомная энергетика. К сожалению, некоторые сверхдержавы сегодня так настроили международную общественность, что когда речь заходит об атомной энергии, они сразу же вспоминают о ядерной бомбе. Но для любой страны атомная энергетика считается вершиной научных знаний. Примечательно, что только 10 процентов атомной энергии во всем мире используются в военных целях, остальные 90 процентов используются в гуманитарных сферах, таких как медицина, земледелие, физика, химия, архитектура и т.д. Соединенные Штаты выражают озабоченность по поводу последних достижений Ирана в сфере научных исследований, в частности, в сфере энергетики, но они должны учитывать и ситуацию в нашем государстве. Исламская Республика Иран — это крупная, развивающаяся страна, которая очень нуждается в современной науке для обеспечения экономического прогресса. Иран не может зависеть только от нефти.
— Западные наблюдатели уверены, что этот прогресс является угрозой миру, серьезным испытанием для хрупкой региональной безопасности…
— Американским экспертам, другим представителям США, которых так беспокоят научные достижения нашей страны, должен сообщить, что, к примеру, Израиль, который не является членом NPT (ДНЯО — договор о нераспространении ядерного оружия) и не уважает условий МАГАТЭ, имеет 300 ядерных боеголовок, ведет беспрерывные, многолетние войны практически со всеми своими соседями. Вот где настоящая угроза миру и стабильности. Пусть их лучше беспокоит это государство, а не Иран, который является членом МАГАТЭ и выполняет все условия вышеупомянутого договора. Ведь 300 ядерных боеголовок, не контролируемых международным сообществом, представляют куда более серьезную опасность для региона и всего мира, чем несуществующее ядерное оружие Ирана. Именно это обстоятельство должно быть в центре внимания всех тех стран и организаций, которые всерьез обеспокоены проблемой мира и нераспространения оружия массового поражения. Но почему-то реальные угрозы не волнуют США и Запад в целом — их тревожат мнимые, надуманные…
— По сути, налицо вопиющее неравноправие государств: кому-то можно заниматься развитием атомной энергетики, а кому-то нельзя…
— К сожалению, это так. Сегодня многие страны, занимаясь исследованиями в сфере атомной энергии, имеют возможность создать ядерное оружие. Можно ли в таком случае обвинять только одну страну в стремлении создать это оружие, ссылаясь лишь на то, что она проводит исследования в этой сфере? По долгу службы мы встречаемся со многими учеными США и Европы, которые, к сожалению, позабыв о научных подходах к проблемам, смотрят на действительность сквозь призму политических интересов. Между тем «ядерное досье» Ирана — это вопрос научного развития, а не политическая проблема. Помимо того, в сегодняшнем мире атомная бомба не играет роли в политических расчетах. В период «холодной войны» мы убедились, что США и Советский Союз, обладая 3000 боеголовками, так и не использовали их друг против друга. Приведу и другой пример. Обладающие ядерным оружием Индия и Пакистан, при наличии острых противоречий во взаимоотношениях, никогда не угрожали друг другу атомными ударами.
Должен также добавить, что согласно 4 пункту устава МАГАТЭ, все государства имеют право на использование научных достижений в сфере атомной энергетики. А страны, достигшие определенных результатов в упомянутой области, обязаны помогать тем государствам, которые стремятся к изучению этой сферы. Можно ли руководить миром дискриминационными методами, так, чтобы несколько стран пользовались благами научных достижений, а остальные зависели от них? Думаю, ответ на этот вопрос известен всем.
— Не так давно главный советник Национального центра возобновляемой энергии Министерства энергетики США Гнел Дурьян заявил, что демонтаж Мецаморской атомной станции в Армении приведет к энергетическому кризису в этой стране, который можно предотвратить только при использовании водорода. Как Вы считаете, можно ли сегодня, при наличии серьезных проблем в энергетической сфере на международном уровне, решить проблемы одной страны лишь посредством использования водорода или других источников возобновляемой энергии?
— Я не знаю, насколько г-н Дурьян изучил возможности армянского государства. Армения — небольшая по своим масштабам страна с развивающейся экономикой, которая лишена природных запасов нефти и газа. Добавим, что границы этой страны с двух сторон закрыты и нефть Каспийского моря ей, естественно, недоступна.
Что касается вопроса возобновляемых источников энергии, должен отметить, что лично я сомневаюсь в том, сможет ли Армения, используя только водород, обеспечить все свои энергетические нужды. Армения — независимая страна, но независимость определяется не только политической составляющей. Важную роль имеет и экономическая независимость. У Армении большой опыт производства, использования и экспорта атомной энергии. Считаю, что в настоящее время вполне возможно модернизировать Мецаморскую атомную станцию, или при международной финансовой поддержке построить новую, современную АЭС. Если Армении не удастся достичь энергетической независимости, она постоянно будет зависеть от других государств и в результате окажется у них в плену. Наличие атомной науки можно считать важнейшим импульсом развития страны, и если Армения стремится иметь свободную, независимую и развитую экономику, то должна сделать приоритетом науку об атомной энергии, так как сегодня все аспекты индустрии очень нуждаются в электроэнергии. Для удовлетворения этой важнейшей потребности невозможно надеяться только на водород и другие источники возобновляемой энергетики.
— В вопросе строительства новой армянской АЭС бытует мнение, согласно которому в новую станцию в Армении можно построить по комплементарному принципу, то есть получить топливо из России, технологии — из Франции, а финансы — из Соединенных Штатов. Как Вы думаете, насколько реалистичен этот проект?
— Помимо энергетических вопросов, США, Европа и Россия имеют разногласия и в других сферах. Как же они смогут сотрудничать в одном проекте и добиться положительных результатов? В лучшем случае результат будет таким же, как на иранской атомной станции в Бушере. Если для строительства новой АЭС Армения обратится к трем сторонам (всем известно, что зачастую они преследуют в нашем регионе взаимоисключающие интересы), в результате она станет зависеть не от одной, а от всех троих. Представьте, какая сложится ситуация. На бумаге этот проект выглядит привлекательно, но в плане логики и реализма он, как это доказывает исторический опыт, практически неосуществим.
— Какую поддержку в этом вопросе может оказать Армении Иран?
— Иран неоднократно заявлял, что, добившись значительных успехов в сфере атомной энергетики, готов в гуманитарных целях передать свои знания другим государствам. Президент Ахмадинежад не раз говорил, что «Иран в сфере атомной энергии готов оказать содействие всем своим соседям», естественно и Армении — важнейшему стратегическому партнеру Ирана в регионе. Мы гордимся тем, что можем поделиться с соседями своими научными достижениями.
Беседу вел
Артин АРАКЕЛЯН, Тегеран
Iran News