ПРЕЗИДЕНТ МЕДВЕДЕВ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ИСТОРИЮ ЗАКАВКАЗЬЯ
После провала саммита Медведев — Алиев — Саргсян в Казани, на котором конфликтующие стороны отказались рассматривать подготовленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ проект мирного соглашения, американская дипломатия стала более откровенно раскрывать свои карты. Посол США в Азербайджане Мэтью Брайза выступил со специальным заявлением.
Прежде всего он отметил значение, которое придавали страны -сопредседатели Минской группы ОБСЕ саммиту в Казани. По словам Брайзы, «президент Обама звонил президентам Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну за день до встречи в Казани», а президент Франции Николя Саркози «четко выразил свои надежды на встречу президентов Азербайджана и Армении в Казани».
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, США, РОССИЯ И ФРАНЦИЯ ПРИЗЫВАЛИ БАКУ И ЕРЕВАН «завершить работу над Основными принципами для разрешения конфликта, чтобы обеспечить основу для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта». Мэтью Брайза также отметил, что «альтернативы мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта нет». Однако сторонам в Казани не удалось достичь прорыва и осуществить расписанный сценарий. Более того, Москва в итоге дала понять, что может считать свою посредническую миссию по карабахскому урегулированию исчерпанной.
В данном случае просматривается два варианта действий: либо Москва пытается оказать давление на Баку и Ереван и продолжить в дальнейшем свою работу по этой сложнейшей международной проблеме, либо готовится передать свои посреднические услуги одной из стран -сопредседателей Минской группы. Такого исключать нельзя. Тем более что после саммита в Казани стала заметно активизироваться дипломатия США на этом направлении. Именно в таком контексте заявление Мэтью Брайзы представляет определенный политический интерес.
И еще потому, что в своем новом заявлении он достаточно четко определил принципиальные подходы США вообще к Азербайджану. Посол отметил, что «за последние несколько месяцев две страны прошли через трудный период и смогли преодолеть не только негативную тенденцию» и что теперь «создана достаточно прочная база, которая позволит нам двигаться дальше». При этом Мэтью Брайза определил три общих стратегических интереса: в области безопасности, энергетики и внутренних реформ. Только при соблюдении этих условий — «необязательно в определенном порядке», по словам Брайзы, — США и Азербайджан «могут достичь общих стратегических целей в широком смысле».
РАЗ МЭТЬЮ БРАЙЗА СЧИТАЕТ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ обозначенных проблем, мы начнем с проблемы внутренних реформ в Азербайджане. К тому же, как уже сообщило ИА REGNUM, президент Азербайджана Ильхам Алиев добивается официального приглашения в Вашингтон. Но этот визит, как дают понять в Вашингтоне, может состояться лишь в том случае, если власти Азербайджана предпримут ряд шагов в сфере демократии. Говоря иначе, Вашингтон посылает сигнал политическому классу Ильхама Алиева, что без шагов в сторону демократии его пребывание у власти будет проблематичным. Да и само желание Алиева совершить визит в США можно оценивать как попытку традиционно разыграть российскую карту.
Но Баку должен понимать, что по карабахскому урегулированию президент России Дмитрий Медведев выступал в Казани не с московских, а общих позиций, зафиксированных в заявлении сопредседателей МГ по Карабаху в Довиле. При этом отметим, что Россия, выстраивая с Азербайджаном партнерские отношения, никогда во главу угла не ставила проблемы демократизации режима, считая ее внутренним делом Азербайджана.
В качестве еще одного тезиса Мэтью Брайза обозначил «помощь Азербайджану защитить свою жизненно важную энергетическую инфраструктуру и в сфере проведения военных учений, и программ сотрудничества». Но кто конкретно угрожает Азербайджану войной, если вывести за скобки перебранку между военными ведомствами Баку и Еревана?
Не является ли это повторением того, что предприняли в конце 1918 года англичане, вводя свой экспедиционный корпус в Азербайджан? Если события будут в дальнейшем развиваться по такому сценарию, то, подобно представителям британского командования, США могут исполнить в Азербайджане на Приморском бульваре усилиями своего военного оркестра марш «Прощай большевизм» и заставить власти проводить политические реформы, обеспечивающие представительство в парламенте партий проживающих в Азербайджане национальных меньшинств.
ПО СЛОВАМ БРАЙЗЫ, «США В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ РАБОТАЮТ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ и международными компаниями в сфере инвестиций в проект Баку – Тбилиси — Джейхан и в газопровод Баку – Тбилиси — Эрзерум, чтобы помочь обеспечить их безопасность».
Тут вновь напрашивается историческая параллель: англичане, покидая в конце 1919 года Азербайджан, подписали предварительно с московскими большевиками секретное соглашение о сохранении концессии западных нефтяных компаний на Каспии. Одним словом, американская дипломатия начинает интегрировать проблему карабахского урегулирования в контекст «большой политики», где Азербайджану будет не очень комфортно, как это было с представителями Азербайджана на Версальской конференции в 1919-1920 годах.
Тогда независимость Азербайджана признавали де-факто, но не де-юре. Достаточно вспомнить итоги миссии Топчибашева в Париж. После развала СССР Баку сделал все для того, чтобы через свои энергоресурсы решить главную проблему — вернуть Карабах под свою юрисдикцию и как можно дальше уйти от России. Теперь Вашингтон ему отвечает: «Сделайте так, чтобы у армян Карабаха появилось желание жить вместе с демократическим Азербайджаном». Так что президент России Дмитрий Медведев — в случае публичного отказа от участия в посреднической миссии в карабахском урегулировании — может серьезно подтолкнуть ход исторических событий в Закавказье. Так в начале 20-х годов прошлого века действовал — и безуспешно — Лев Троцкий.
Станислав ТАРАСОВ, ИА REGNUM