Вода – как источник прибыльного бизнеса
Село Гегасар Лорийской области отличается тем, что именно здесь в 1988 году находился эпицентр подземных толчков. Руководитель сельской общины Стас ОВАНЕСЯН протягивает руку к высоким холмам, окружающим деревню. Линия, разрезающая долину, видна до сих пор. Издали она напоминает послеоперационные рубцы. Это сейчас, а в то время…
— МЕСТАМИ ПОЧВА БЫЛА ПРОСТО ВЫВЕРНУТА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ. Около 200 человек из 800 жителей деревни погибли тогда, а дома сровнялись с землей. Остались только два, да и то в полуразрушенном состоянии, — вспоминает мой собеседник.
Казалось бы, этому селу власти должны были содействовать по максимуму. Но нет, местные сельчане вниманием особо не избалованы. И вопрос даже не в том, что до сих пор некоторые из них ютятся во временных «тамбовских» домиках, получивших свое название благодаря строителям из Тамбова, которые отстроили их более двух десятков лет назад. Проблема в разных бюрократических препонах, аккуратно расставленных некоторыми министерствами при решении тех или иных вопросов, связанных с нуждами села.
— Вот я хочу сейчас донести свой голос до правительства. У нас есть проблема с питьевой водой. Течет она с гор. В свое время нам сказали, что надо получить разрешение на ее использование. Взяли. Теперь, оказывается, нужно его продлевать. Меня раз десять вызывали к министру охраны природы: иди, мол, продлевай сроки действия разрешения. Спрашивается, почему меня заставляют ехать за сотни километров в столицу, в то время как в Ванадзоре действует территориальная организация управления водными бассейнами при Министерстве охраны природы? Можно ведь и здесь принимать людей, не вынуждая их каждый раз ехать в Ереван. Сейчас нам вообще заявили, что нужно приехать и заплатить 87 тыс. драмов для того, чтобы какие-то специалисты приехали и взяли воду для мониторинга. Но я знаю одно: вода наша как текла с гор, так и продолжает, причем такого же качества и вкуса, — возмущается глава общины.
Вроде мелочь, всего-то незначительные бюрократические проволочки, которых с лихвой хватает практически в каждой сфере. Выясняется, однако, что подобная ситуация — лишь маленький эпизод в общем хаосе, царящем в отечественной системе управления водным хозяйством.
На самом деле территориальные организации управления водными бассейнами были созданы еще лет 8 назад, сразу после поправок, внесенных в Водный кодекс Армении. Нововведения были нацелены на децентрализацию управления водными бассейнами, которых на сегодня насчитывается у нас в стране всего 6: Северный, Южный, Ахурянский, Араратский, Разданский и Севанский. Эти организации находятся в структуре Агентства по управлению водными ресурсами при Министерстве охраны природы.
ПРЕДУСМАТРИВАЛОСЬ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СВЯЗУЮЩИМ ЗВЕНОМ между областями и непосредственно министерством, решая самые разные вопросы для эффективного управления водными ресурсами: от приема необходимых документов для выдачи разрешения на водопользование до проведения мониторинга имеющихся в конкретном регионе водных ресурсов, сбора информации о числе водопользователей и объемах потребляемой ими воды. Это в идеале. Однако на начальном этапе роль этих организаций в основном сводилась к банальному приему документов от физических и юридических лиц в областях страны с дальнейшей передачей их названному агентству, что в принципе стало первым шагом на пути к децентрализации системы управления.
— Все изменилось с приходом нового министра. Если еще 3 года назад разрешение на водопользование выдавало агентство, то сейчас без подписи министра оно не имеет силы. Фактически мы опять идем к централизации управления водными ресурсами. Все просто: речь идет о воде, а она стоит огромных денег, на ее основе создаются и развиваются очень прибыльные бизнесы, например, гидроэнергетика или рыбоводческие хозяйства. Допустим, кто-то решил построить малую ГЭС. Без получения разрешения на водопользование процесс лицензирования автоматически приостанавливается. Вот и получается, что люди готовы раскошелиться, лишь бы получить заветное разрешение, – рассказала в беседе с нами Лилит АРУТЮНЯН, эксперт в области водного хозяйства.
По закону размер госпошлины для получения разрешения на водопользование составляет 1000 драмов для физических лиц и 10 тыс. – для юридических. Так по крайней мере указано на сайте того же Министерства охраны природы. Причем рычаги контроля также находятся в руках министерства, в структуре которого помимо Агентства по управлению водными ресурсами действует Государственная природоохранная инспекция. Ей как раз и надлежит следить за тем, чтобы все водопользователи потребляли воду согласно условиям, предусмотренным разрешением. Поэтому работники инспекции могут осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки у хозсубъектов.
Проблема, однако, не только в коррупционных рисках. Дело в том, что все разрешения на водопользование выдаются по сей день без знания наличия водных ресурсов в конкретном регионе. Зачастую возникают ситуации, когда кому-то выдается разрешение на водозабор с какой-то точки в объеме, скажем, 10 литров, но фактически там оказывается порядка 3-5 литров. Причина в том, что в этом месте имеются водопользователи как вниз по течению воды, так и вверх. Они производят водозабор, а новый хозсубъект попросту остается ни с чем.
— ВЕСЬ ВОПРОС В ТОМ, ЧТО НЕТ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПЛАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ. А это основной инструмент, по которому можно оценить наличие водных ресурсов в данный период времени, учитывая число водопользователей, объем используемой ими воды и итоговый остаток, чтобы понять, можно ли дальше давать разрешения на водопользование в этом регионе. На сегодня все разрешения выдаются на основе данных, которые были разработаны еще в советское время, — пояснила наша собеседница.
Незнание ситуации о наличии водных ресурсов в конкретном месте приводит к парадоксальным ситуациям. В Араратской долине, которая на первый взгляд изобилует водой, люди часто жалуются на то, что их земельные участки затопляются из-за высокого уровня подземных вод, выходящих наружу. Параллельно жители соседней деревни страдают от нехватки питьевой воды. Все это происходит именно из-за отсутствия необходимой информации о водном балансе региона. Сейчас в Араратской долине существует и другая проблема, связанная с массовым развитием там рыбоводческих хозяйств, которые используют для своих нужд подземные воды с больших глубин.
— Это самая хорошая вода, наши питьевые резервы. А хозсубъекты забирают ее, пропуская через свои бассейны. Разрешения на водопользование они получают (мы уже говорили, как это делается). Ситуация настолько серьезная, что уже само правительство забило тревогу, поскольку никто не знает, какие изменения происходят с нашими ценными подземными водами, являющимися стратегическим запасом страны. Правительство обратилось в USAID, чтобы в рамках проекта «Чистая энергия и вода», реализуемого в Армении, была дана экспертная оценка подземным ресурсам в Араратской долине. В ближайшие время предстоит выяснить, каковы риски от деятельности рыбоводческих хозяйств в этом регионе и что может произойти в случае дальнейшего увеличения количества этих хозяйств. Может быть, мы ничем не рискуем или, наоборот, ситуация критическая. Все станет ясно после проведения специальных исследований, — резюмировала Лилит Арутюнян.
Лиана ГЕЗАЛЯН
Голос АРМЕНИИ