Не национальные ли интересы стоят за позицией России по Сирии и Ирану?
Помните время, когда мир был простым, и США могли просто принимать решения в одностороннем порядке? Россия тоже помнит об этом времени — с момента падения Берлинской Стены в 1989 примерно до середины иракской войны — и внешняя политика Москвы за последние несколько недель показывает, что Россия хочет, чтобы это время закончилось.
В Сирии Россия была твердым и надежным сторонником режима президента Башара аль Асада, увеличив свой экспорт оружия в Сирию на около 600% за последние пять лет. В Сирии находится единственная иностранная военная база России, в средиземноморском городе Тартус. Потом Россия стала ключевым игроком, определяя, согласна ли Сирия придти за стол переговоров и по каким условиям. В среду Россия подтвердила, что поддержит попытку посреднической миссии специальным дипломатическим представителем ООН в Сирии Кофи Аннаном (Kofi Annan), если она не будет включать в себя никаких плохих условий, вроде принуждения Асада покинуть должность.
По Ирану, с которым у России близкие военные и коммерческие связи, Россия поддержала четыре раунда санкций ООН, но предупредила, что если международное сообщество будет слишком жестко давить на Иран, а Израиль выполнит угрозу военных ударов, Ирану не останется ничего другого, как разработать то самое ядерное оружие, о котором Запад так беспокоится.
«Сейчас даже по признанию ЦРУ, других американских официальных лиц, нет никакой информации о том, что высшее руководство Ирана приняло политическое решение производить ядерное оружие, — сказал министр Сергей Лавров московскому радио «Коммерсант-FM», согласно Agence-France Presse. — Зато после ударов по Ирану, я почти убежден, такое решение наверняка будет принято».
Давление на Иран «заставляет многие государства третьего мира задуматься: если у тебя есть ядерная бомба, то к тебе, собственно, особо и не пристают, — сказал Лавров. — Какие-то легкие санкции против тебя применяют, но зато постоянно с тобой нянчатся, вокруг тебя ходят, тебя обхаживают и уговаривают».
Никого не должно удивлять, что Москва требует места за столом переговоров, особенно в странах, в которые она вложила большое количество капитала, политического и не только, помогая режимам, которые поддерживают российские интересы. Собственно, так поступают все государства.
Но когда речь идет о двойном кризисе в Сирии и Иране, полные решимости усилия России поддержать Дамаск и Тегеран воспринимаются Западом как особенно дестабилизирующие и опасные. Несколько соседей Сирии, в том числе Турция, намекали на то, что допускают ввод своих военных сил в Сирию, чтобы создать гуманитарный коридор для защиты беженцев на сирийской территории и прекратить приток беженцев в Турцию. Но такой шаг можно интерпретировать как провокацию, что создаст другие политические проблемы. Израиль также намекал, что у него есть несколько бомб, которые только и ждут, чтобы их сбросили на иранские заводы, где ведутся ядерные разработки, о которых Иран говорит, что она предназначены только для выработки энергии для гражданских целей.
Однако все становится не так просто, когда перестаешь думать о действиях национальных государств, и начинаешь думать о меньших по размеру, но более быстрореагирующих и метких военных группах таких, как «Хезболла», которые часто защищают собственные специфические интересы. И Сирия, и Иран — близкие финансовые и дипломатические сторонники ливанской группы «Хезболла», и любую угрозу этим двум режимам «Хезболла» может увидеть как угрозу и для них тоже. «Хезболла» не стеснялась напоминать международному сообществу о своих возможностях действовать за пределами Ливана. А международное сообщество, в свою очередь, ясно показало, что оно уяснило угрозу.
«Мы не знаем, как будут разворачиваться события, — сказал генсекретарь ООН Пан Ги Мун в своей речи в Индонезии, как сообщает AP. — Но мы знаем, что все мы обязаны работать над разрешением этого глубокого и очень опасного кризиса… кризиса, который потенциально несет в себе мощные последствия для региона и всего мира».
Наивно ли принимать позицию России по Сирии и Ирану за чистую монету, то есть просто за попытку убедить два режима искать мирные решения посредством диалога? Возможно. Но когда государства потратили время и деньги на формирование альянсов в критическом регионе, наивно предполагать, что они не будут принимать меры по защите этих интересов.
inosmi.ru