«Евровидение» — барометр современных конфликтов в Европе
Азербайджан рассматривает конкурс «Евровидение» как возможность демонстрации того, что он может предложить миру больше, чем просто нефть, пишет в своей статье корреспондент лондонского TIME Уильям Ли Адамс.
Он отмечает, что критики высмеивают конкурс песен «Евровидение», называя его «культурным Чернобылем», но с другой стороны, если всмотреться, конкурс, за которым наблюдает более 100 млн. человек, также служит барометром современной Европы и внутренних конфликтов, с которыми сталкивается континент.
Эта истина стала в определенной степени заметной 7 марта, когда Армения отказалась от участия в конкурсе Евровидение-2012 года, который состоится с 22 по 26 мая в Баку (Азербайджане), ссылаясь на эскалацию напряженности в отношениях со своим соседом.
После того, как Азербайджан получил право провести Евровидение у себя, представители аккредитованных в Евровидении органов средств информации мечтали о славном сближении: участник от Армении выступит на сцене в Баку, зрители аплодируют, и любовь к «европопу» смоет всю вражду. Другие станы также задействуются. Член французской делегации признался, что намерен подтолкнуть Францию отправить на конкурс французского певца армянского происхождения, таких как Сильви Вартан или Шарль Азнавур. Этой весной Азербайджан согласился на упрощение визового режима для иностранцев, позволяя армянам, которым, как правило, запрещен въезд в эту страну, посетить Азербайджан. И когда армяне выразили обеспокоенность в вопросе безопасности своего участника, Азербайджан заявил, что все, включая армян, будут в безопасности, в течение своего двухнедельного пребывания в стране.
Однако напряженность начала обостряться в феврале, когда Армения обвинила в смерти своих солдат снайперов азербайджанской стороны. 24 февраля, группа из 22 армянских музыкантов, включая трех бывших участников конкурса, подписалась под письмом, содержащим призыв к Армении бойкотировать «Евровидение». Последней каплей, похоже стал, митинг 50 тыс азербайджанцев в конце февраля по случаю поминовения жертв предполагаемой резни, осуществленной армянами 20 лет назад. Незадолго после этого, президент Азербайджана опубликовал следующее заявление на своем сайте: «Наши основные враги – армяне мира и лицемерные и коррумпированные политики под их контролем».
После отказа Армении участвовать в конкурсе, азербайджанские политики обвинили ее в ведении пропагандистской войны.
Конечно, это не первый раз, когда Армения и Азербайджан используют «Евровидение» в качестве заменяющей арены для продолжающегося конфликта. В 2010 году, участник от Армении Ева Ривас спела песню под названием «Apricot Stone». Согласно теориям заговора, слова песни ссылались на Геноцид армян, который ни Турция, ни Азербайджан не признают.
В 2009 году продолжающийся Карабахский конфликт оказал визуальное воздействие. В ходе полуфиналов был показан клип Армении, в котором содержалось изображение монумента «Мы – наши горы», находящегося в Нагорном Карабахе. Азербайджанцы пожаловались Европейскому вещательному союзу, потребовав снять данное изображение из клипа до финала конкурса. Однако армяне не оставили это без ответа. Сирушо Арутюнян неоднократно продемонстрировала изображение монумента «Мы – наши горы», и стояла на фоне другой аналогичной картины.
Это еще больше повысило напряженность в самом Азербайджане. После 2009 года, Национальный комитет безопасности Азербайджана, как сообщается, изъял записи телеголосования и вызвал всех азербайджанских граждан, которые отдали свои голос за Армению, в полицейский участок. Затем, официальные лица допросили граждан по поводу их верности нации.
Даже ежегодный детский конкурс Евровидение, в котором принимают участие дети от 10 до 15 лет, не застрахован от конфликтов. В 2010 году, в ходе детского Евровидения в Минске, официальные лица в Азербайджане, как сообщается, прервали прямую трансляцию конкурса, когда стало ясно, что представитель Армении, 12-летний Владимир Азруманян победил.