Все громче раздаются разговоры о войне против Ирана
Ситуация вокруг Ирана становится все более напряженной. Приготовления к военной операции очевидны – в район Персидского залива прибывают всё новые силы США и их союзников. Об этом сообщает радиостанция «Голос России».
Иранская сторона в долгу не остаётся. Проводит масштабные военные манёвры, отрабатывая защиту ядерных объектов и морской границы. Даже грозит превентивным ударом, если «враги представят угрозу иранским национальным интересам».
Неоднозначная ситуация вокруг ядерной программы Ирана – одна из главных причин осложнения отношений Исламской Республики со странами Запада. Тегеран рапортует о её очередных успехах: запуске новой линии центрифуг, где уран обогатят до 20-процентного уровня втрое быстрее. А из такого урана можно получить 90-процентный оружейный всего за 6 недель.
Кроме того, в Иране ускорились работы по переносу обогатительных центрифуг в подземный завод Фордо, где на глубине более 80 метров они будут неуязвимы для ударов авиации.
А 20-21 февраля Тегеран отказал делегации МАГАТЭ в обещанном посещении ядерных объектов. Особо интересовал инспекторов объект «Парчин», названный в докладе МАГАТЭ как место испытаний компонентов ядерного устройства. По словам иранцев, «Парчин» – военный объект, поэтому закрыт для иностранцев.
На этом фоне недавнее письмо Тегерана о готовности возобновить переговоры с «Шестёркой» походит на отвлекающий манёвр и на попытку затянуть время. Ситуация сложная. Тем не менее веских причин для применения силы против Исламской Республики пока нет, считает директор Центра общественно-политических исследований (Россия) Владимир Евсеев:
«Такой причиной могло бы послужить решение Тегерана провести ядерное испытание. Количество расщепляющегося материала, которым располагает Иран, в случае дообогащения всех его запасов урана позволит получить всего не более двух ядерных боезарядов. При таком количестве ни одно государство не пойдёт на ядерное испытание. Вторая причина в том, что у Ирана нет ракет, которые бы представляли угрозу Израилю. Жидкостные ракеты «Шахаб-3″ уязвимы. Они не долетят до Израиля».
На данный момент Иран обладает мощнейшей армией и флотом. Часть вооружений российского производства. Это системы ПВО (включая батареи С-300, вероятно, прибывшие из Белоруссии), самолёты, бронетранспортёры, орудия, подводные мины. Бесшумные подлодки «Палтус» класса «Кило», малые катера и подлодки из КНДР и лёгкие беспилотные аппараты – все это может нанести сильнейший урон любому флоту. В западных публикациях даже появился термин «потенциал для асимметричного ответа».
Однако все эти преимущества сойдут на нет при широкомасштабной наземной операции против Ирана. Впрочем, пока она даже не обсуждается, поясняет эксперт ИМЭМО РАН Пётр Топычканов:
«Израиль в одиночку с такой операцией не справится, а мировое сообщество её поддержать не готово: ещё не решены проблемы, вызванные конфликтом в Ираке и Афганистане. Но Израиль может провести другую военную операцию, подобную той, что он в 2007 году провёл против Сирии: нанести авиа- и ракетные удары по ядерным объектам. Это может откинуть назад иранскую ядерную программу. Но нужно понимать, что такой акт превентивной агрессии вызовет очередной кризис международной дипломатии и ООН».
Главная проблема в том, что авиаудары не уничтожили бы иранские военные разработки. Даже с учётом того, что Израиль получил от США глубинные бетонобойные бомбы, продолжает Пётр Топычканов:
«Ни у кого нет уверенности, что Иран не скрывает другие ядерные объекты. Мы знаем о Натанзе, Куме, Исфахане, но никто не может гарантировать, что у Ирана нет других объектов, где хранятся ядерные материалы или ракетная техника».
Если Израиль все же решится начать самостоятельную операцию, то рано или поздно встанет вопрос об участии в ней США. И тогда есть риск, что война из локальной перерастет в региональную. Саудовская Аравия и Кувейт уже давно косо смотрят в сторону Тегерана. Перспективы такой войны непредсказуемы.
Впрочем, о таком развитии событий говорить пока рано, равно как о неминуемой атаке со стороны Израиля. На днях министр обороны Израиля Эхуд Барак сказал, что Тегеран не прошёл точку невозврата в ядерной программе (не принял политического решения о создании ядерного оружия), так что не надо торопиться с «хирургической операцией». Тем не менее угроза остается, полагает израильский политолог Алекс Коган:
«Решиться на операцию Израиль может. Опыт последних лет показывает: пока собираешь большую коалицию, обсуждаешь какие-то вопросы, время идёт. Есть старая английская сага: если вы хотите, чтобы что-то было сделано, сделайте это сами. В Израиле к этой фразе привыкли, это стало лозунгом, определяющим политику правительства».
Данный сценарий совсем не нужен в предвыборный год группировке демократов и президенту Обаме. И хотя США продолжат наращивать ударную группу в регионе, её задача иная – психологическое давление. Реальные же действия таковы, что США стараются сдержать милитаристский порыв Тель-Авива.
Эмиссары из США, пытающиеся предотвратить войну, буквально зачастили в Иерусалим. В январе там был председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США Мартин Демпси. С 18 по 20 февраля в Иерусалиме гостил советник Белого дома по вопросам национальной безопасности Том Донилон. Военно-аналитический израильский портал DEBKA пишет, что в ходе бурных дискуссий его делегация так и не сумела отговорить израильских лидеров от военного удара.