Армянский вопрос стал картой в руках внешних игроков
Армянский вопрос вновь стал инструментом в руках внешних игроков, со всеми вытекающими последствиями. Об этом 1 марта на митинге оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) на площади Свободы в центре Еревана заявил лидер АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян. В своей речи он, в частности, отметил:
«23 января Сенат Франции одобрил законопроект о введении уголовной ответственности за отрицание Геноцида армян. По понятным причинам это вызвало большую радость среди широких слоев армянской общественности, особенно в диаспоре. А Серж Саргсян и Эдвард Налбандян, направив руководству Франции слова глубокой благодарности, назвали это событие блестящей победой армянской дипломатии. Какова была роль дипломатии Армении в этом вопросе, конечно, одному богу известно, поскольку очевидно, что правительство Франции пошло на этот шаг самостоятельно и из своих соображений – привлечь голоса армян Франции перед выборами, а также с целью помешать вступлению Турции в ЕС в более отдаленном будущем.
То есть Армянский вопрос вновь стал предметом игр внешних сил, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Два дня назад выяснилось, что радость была преждевременной, поскольку Конституционный совет Франции признал решение Сената антиконституционным, а это вы можете прокомментировать лучше меня. Следовательно, по моему мнению, вместо того, чтобы радоваться или праздновать «победу», необходимо было оценивать «историческое» решение Сената в первую очередь с точки зрения пользы или ущерба нормализации армяно-турецких отношений, поскольку это тот вопрос, жизненно важное значение которого отрицать нельзя. Значит, будем надеяться, что достигнутая около месяца назад блестящая «победа» не будет походить на еще более «блестящие победы» армянской дипломатии в ходе мирных конференций в Берлине (1878 г.) и Париже (1920 г.), в результате которых вначале была истреблена вся Западная Армения, а потом была потеряна ровно половина земель Республики Армения. Сравнение может показаться неуместным и преувеличенным, но растущие темпы эмиграции, которые частично исходят из нерешенности указанной проблемы, являются не меньшей угрозой национальной катастрофы».