Наступление на Кусары
На днях Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев посетил лезгинский город Кусары (город, кстати, переименован под особенности огузской фонетики — Гусар).
В ходе визита президентом были посещены новые объекты в городе — это шахматный центр, новая центральная районная больница, ну и, конечно же, монумент Отцу нынешнего монарха, Гейдару Алиеву. И даже более того, целый Центр Гейдара Алиева, где располагается одноимённый музей.
Уже в пору учредить Министерство Увековечивания Памяти Гейдара Алиева. Иначе, администрировать всё это бессчётное количество музеев, библиотек, парков, памятников, и всего прочего, посвящённого ему, будет очень сложно. Ну и появится очередной прекрасный шанс для бюрократического аппарата усвоить налоги граждан страны.
Помимо прочего, строится горнолыжный курорт «Шахдаг». Также напомним об олимпийском спорткомлексе в Кусарах… Интересны мотивы азербайджанского руководства, уделяющего столь большое внимание развитию инфраструктуры и разного рода социальных объектов. Примечательно, что другим городам Северного Азербайджана не оказывается и половина внимания, оказываемого Кусарам. К этому не помешает добавить, что Кусары — своеобразный символ отстаивания лезгинами своей идентичности в государстве, одной из составляющих идеологии которого является стирание этой самой идентичности — город моноэтничен, населён, в основном, лезгинами, чего не удостоились другие лезгинские города Азербайджана, в той или иной мере заселённые азербайджанцами или курдами. Так, какими мотивами руководствуются азербайджанские власти, уделяя столь пристальное влияние Кусарам? Неужели Баку озабочен социальными условиями горожан? Вряд ли, ведь в 80-тысячном городе до сих пор нет мусороперерабатывающего завода. Консервный завод, дававший много рабочих мест, находится в полумёртвом состоянии. Зато город застраивается досуговыми учреждениями, которые работают на государственном языке. Таким образом, власти убивают сразу двух зайцев — усиливается необходимость вовлечённости населения в азербайджанский язык, и создаётся видимость заботы государства о лезгинах. Однако вся эта забота мнима. Местным жителям, лезгинам, досуг имеет второстепенное значение. К чему людям досуг, если нет рабочих мест?! Неужели нельзя было выделить эти средства на реальный экономический сектор города? Всё это логически сводится к тому, что делается это для обыкновенной показухи. Дальше — интереснее. Бакинские власти даже не удосужились выделить средства из бюджета для большинства объектов. Для этой цели был использован капитал местных, кусарских бизнесменов. Произошло это отнюдь не добровольно, им было дано указание сверху. Да-да! В авторитарных государствах и не такое бывает… Но записали это в заслугу Баку. Для конкретизации фактов упомянем, что кинотеатр был перестроен в шахматный центр за счёт состоятельного семейства меценатов Гейбатовых.
Особый пример — новая центральная районная больница. Дело в том, что в прежней больнице были проведены кадровые чистки, а освобождённые вакансии по целевому назначению были заняты представителями государствообразующей нации.
Особого внимания заслуживает строительство вышеперечисленных объектов. Дало ли оно новые рабочие места и инвестиции в местный бизнес?! Нет, а точнее, не совсем. Рабочие места самых низших уровней (грузчики, маляры и т.п.) эти стройки дали, но для всего остального приглашались азербайджанцы и турки. Прорабами были турки, а водителями, крановщиками, инженерами и т.п. — азербайджанцы. Ведут себя привезённые рабочие по-хамски по отношению к местному населению. Так, в прошлом году был инцидент, когда лезгины собрались и избили турков, за то что они их называли «амбалами» — (рабами).
Снабжение этих строек тоже осуществлялось не за счёт местных фирм, реализующих строительные материалы. Азербайджан — царство монополии, где в каждой сфере бизнеса свой монополист из числа приближённых к президентскому семейству, которые и прихватили под себя реализацию всех государственных проектов.
Теперь, на заявления лезгинской интеллигенции о нарушении этнических прав лезгин в Азербайджане, у официального Баку перед региональным и мировым сообществом имеется довольно-таки весомый ответ. Центр лезгин Азербайджана, город Кусары, активно застраивается социальными объектами.
Всё вышеперечисленное не оставляет никаких сомнений, что намерения азербайджанских властей корыстны, не создавая нормальных условий для жизнедеятельности, создают досуговые центры. В социальных учреждениях лезгинские кадры замещаются азербайджанскими. Идёт полноценный этноцид лезгин. И в этом плане многое зависит от национального самосознания лезгин. Оно должно превалировать над гражданским. Иначе лезгинам будет трудно сохранить язык, культуру, и что самое главное — менталитет, в этой враждебной среде.
Самуржуь
АНТИТУРАН