В лезгинских районах Азербайджана за счет коренного населения строят объекты, а рабочие места отдают азербайджанцам
Строительство в лезгинонаселенном городе Кусары на севере Азербайджана осуществляется за счет местных бизнесменов, а не госбюджета и имеет далеко идущие цели. Об этом говорится в публикации портала lezgistan.su.
В статье отмечается, что местные бизнесмены выделяют средства вовсе не добровольно, а как это бывает в авторитарных государствах – по указанию «сверху». Помимо этого, в новых госучреждениях, например в больнице, на работу, по целевому назначению, принимают только азербайджанцев.
Касаясь недавнего визита президента Азербайджана Ильхам Алиев в лезгинский город Кусары, переименованный под особенности огузской фонетики в Гусары, автор отмечает, что Алиев посетил новые объекты: «Шахматный центр, новая центральная районная больница, ну и, конечно же, монумент Отцу нынешнего монарха, Гейдару Алиеву. И даже более того, целый Центр Гейдара Алиева, где располагается одноимённый музей».
В статье говорится, что впору уже учредить Министерство Увековечивания Памяти Гейдара Алиева, иначе будет очень сложно администрировать всё это бессчётное количество музеев, библиотек, парков, памятников, и всего прочего, посвящённого ему.
Помимо прочего, в Кусарах строится горнолыжный курорт «Шахдаг» и олимпийский спорткомлекс. Интересны мотивы азербайджанского руководства, уделяющего внимание развитию инфраструктуры. «Кусары — своеобразный символ отстаивания лезгинами своей идентичности в государстве, одной из составляющих идеологии которого является стирание этой самой идентичности — город моноэтничен, населён, в основном, лезгинами, чего не удостоились другие лезгинские города Азербайджана, в той или иной мере заселённые азербайджанцами или курдами», — отмечает автор.
Говоря о мотивах властей Азербайджана, уделяющих пристальное влияние Кусарам, автор отмечает, что Баку вряд ли озабочен социальными условиями горожан; к примеру, консервный завод, дававший много рабочих мест, находится в полумёртвом состоянии. Зато город застраивается досуговыми учреждениями, которые работают на государственном языке. Таким образом, говорится в публикации, власти Азербайджана убивают сразу двух зайцев — усиливает необходимость изучения населением азербайджанского языка, и создаётся видимость заботы государства о лезгинах. «Однако вся эта забота мнима. Местным жителям, лезгинам, досуг имеет второстепенное значение. К чему людям досуг, если нет рабочих мест?! Неужели нельзя было выделить эти средства на реальный экономический сектор города? Всё это логически сводится к тому, что делается это для обыкновенной показухи», — говорится в статье.
Строительство в Кусарах не привело и к серьезному повышению занятости населения на стройках. Так, на должности прорабов были назначены турки, а водителями, крановщиками, инженерами и т.п. — азербайджанцы. Местным лезгинам оставили рабочие места самых низших уровней. При этом, приезжие турецкие и азербайджанские рабочие по-хамски ведут себя по отношению к местному населению. Так, в прошлом году произошел инцидент, когда лезгины избили турок, за то что они их называли «амбалами» (рабами).
«Снабжение этих строек тоже осуществлялось не за счёт местных фирм, реализующих строительные материалы. Азербайджан — царство монополии, где в каждой сфере бизнеса свой монополист из числа приближённых к президентскому семейству, которые и прихватили под себя реализацию всех государственных проектов», — говорится в статье.
Автор отмечает, что теперь, на заявления лезгинской интеллигенции о нарушении этнических прав лезгин в Азербайджане, у официального Баку будет ответ: центр лезгин Азербайджана, город Кусары, активно застраивается социальными объектами.
«Всё вышеперечисленное не оставляет никаких сомнений, что намерения азербайджанских властей корыстны, не создавая нормальных условий для жизнедеятельности, создают досуговые центры. В социальных учреждениях лезгинские кадры замещаются азербайджанскими. Идёт полноценный этноцид лезгин», — резюмирует автор, отмечая, что многое зависит от национального самосознания лезгин, которым трудно будет сохранить язык, культуру, и что самое главное — менталитет, в этой враждебной среде.
Panorama.am