Арцах строится
Идея прокладки стратегически важной автомагистрали Сотк (Армения) – Карвачар (Арцах) возникла давно, и не на пустом месте. Собственно, дорога была, правда, в очень неблагоустроенном состоянии. Но с осени прошлого года начаты строительные работы.
СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ СОТК – КАРВАЧАР ДОЛЖНА СТАТЬ второй крупной трассой, связывающей Арцах и Армению. Первая трасса, Степанакерт – Горис, пролегающая через Шуши – Лисогор – Кашатах, была построена сразу же после войны, в основном на средства благотворителей. Эта дорога, несмотря на 300-километровую протяженность и сложный рельеф, активно действует и сегодня, обеспечивая связь Арцаха с Арменией. Новая дорога будет гораздо короче действующей. Собственно, она и сегодня короче, но в дожди и снегопады по ней не проехать.
Новая магистраль имеет не только экономическое, политическое, но и военное значение. Она станет более удобной для грузоперевозок, свяжет Карвачар с конечной железнодорожной станцией Сотк. Это в значительной мере облегчит и удешевит перевозку грузов из Арцаха в Армению и обратно. Взять только золоторудный комбинат у села Дрмбон, вдоль которого была проложена дорога Север — Юг. Сегодня продукция комбината – измельченный концентрат из смеси меди и золота — для дальнейшей переработки и продажи зарубежным партнерам поставляется в Алаверди окружным путем. Дополнительные транспортные расходы снижают прибыли предприятия, а значит, и соответствующие налоговые поступления в бюджет Арцаха. Новая магистраль решит и эту проблему.
Скоро начнутся разработки каменноугольного карьера у села Магавуз Мартакертского района. Заявки на карабахский уголь уже подали некоторые предприятия Лорийской области Армении.
Словом, автомагистраль Карвачар — Сотк должна быть построена, несмотря на сомнения финансового характера. Министр градостроительства НКР Карен Шахраманян спокоен, он связывает строительство магистрали прежде всего с программами развития Мартакертского и Шаумяновского районов. Отсюда и весь расклад строительства магистрали. 45-километровый участок от Сотского перевала до Карвачарского перекрестка строится совместными усилиями Министерства энергетики РА и правительства НКР. При этом в проекте учтен и 13-километровый участок дороги, построенный ранее и отвечающий современным коммуникационным нормам. Это позволит сделать магистраль еще короче. Полная сдача дороги в эксплуатацию намечена на следующий год.
А пока идут строительные работы, которые выполняются ООО «Дорожник». Финансирование предоставляется правительством РА. По словам Карена Шахраманяна, средства выделяются с учетом выполненной за каждый месяц работы и только после положительного заключения технадзора. На эти работы уже выделено 150 млн драмов.
Новые стимулы
Программам дорожного строительства министерство стало уделять особое внимание лишь в последние годы. Препятствовал дефицит средств. Но с финансовыми проблемами в Арцахе научились справляться, стали отличать трудные задачи от невыполнимых.
— В ЭТОЙ СФЕРЕ ПРОБЛЕМ ЕЩЕ С ПРОШЛЫХ ВРЕМЕН НАКОПИЛОСЬ МНОГО, и все они требуют комплексного решения, — говорит К.Шахраманян.- Задачи, стоящие перед министерством, разновекторные. Их следует решать по степени важности, с учетом имеющихся возможностей. Сегодня мы стали уделять внимание дорогам общего пользования, а также тем, что связывают столицу с районами.
В прошлом году был завершен ремонт дороги Тигранакерт – Мартакерт, в нынешнем — предстоит ее обустройство. Завершено также асфальтирование 9-километрового участка Степанакерт – Аравский перекресток, автодороги Степанакерт – Ннги – Мартуни и 6-километрового участка Мартуни – Гиши. Эта часть программы дорожного строительства будет продолжена и по возможности завершена. Стратегический смысл этой программы состоит в том, что короткая и удобная дорога протяженностью 40 км свяжет город Мартуни со столицей, а также рядом сел, расположенных по соседству с автодорогой. Это станет стимулом для развития этих сел, — сказал К.Шахраманян.
А как эксплуатируются уже построенные дороги? Ведь их надо и умело обслуживать. Работы по содержанию дорог осуществляет ЗАО «Арцахдорога». С этого года будет применяться новая технология — более современный, быстрый и экономный метод.
Как рассказал К.Шахраманян, существуют дорожно-строительные машины, позволяющие перерабатывать старое покрытие и после добавления необходимых концентратов использовать его вновь. Эта технология, уже используемая в разных странах, дала хорошие результаты. Новое покрытие получается более прочным и надежным, а обходится гораздо дешевле. Этот метод уже был применен при ремонте трассы Горис — Тех. Теперь он будет использован и в Арцахе. Правда, такие механизмы стоят недешево. Одним бюджетом министерства этих расходов не осилить. Постараются привлечь к реализации этой части программы частные компании.
По современным стандартам
Благотворительность уже перестала восприниматься в Арцахе как единственная возможность решения экономических проблем. Только в прошлом году на различные программы по капитальному строительству из бюджета республики было выделено чуть меньше13 млрд драмов. Практически вся сумма освоена. Хотя в пределах возможностей бюджета сумма выглядит очень внушительно, объемы капитального строительства — еще больше.
ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В ПРОШЛОМ ГОДУ СТАЛИ жилищное, школьное, дорожное строительство, объекты здравоохранения, культуры и спорта. Новые школы были построены в селах районов Карвачар, Мартуни, Мартакерт, а также в самих райцентрах. И построены они были не только за счет благотворительных, но и государственных средств. А вот капитальный ремонт школьных зданий произвели только в рамках бюджета.
Кстати, в плане школьного строительства не забыта и столица НКР. Уже в этом году планируется строительство нового здания для одной из степанакертских школ, имеющей славное прошлое, но потрепанной временем и войной.
Особое внимание уделяется жилищному строительству. Прошедший год обрадовал завершением крупномасштабной программы этого направления. Сдан в эксплуатацию современный жилой комплекс в северо-западной части столицы. Степанакертцы гордятся кварталом Арцах. Многоэтажные каркасные здания из монолитного железобетона с централизованным отоплением, ночным освещением и подземными коммуникациями – наиболее удачные из построенных в последние годы.
За последние годы сделано многое. Удачи окрыляют, вселяют уверенность, что новые строительные программы будут выполнены также успешно.
Эдуард АЙРАПЕТЯН
Г.А