Температура по Артуру

10 Фев 2012 | Автор: | Комментарии к записи Температура по Артуру отключены

Много десятилетий он — главный “смотрящий” по Арктике — Антарктике
Артур ЧИЛИНГАРОВ сегодня один из наиболее известных в мире соотечественников. В России уж точно, ведь кроме того, что он государственный и политический деятель (депутат Госдумы РФ почти десять лет) , Артур Чилингаров — исследователь Арктики и Антарктики, крупный ученый-океанолог. Герой Советского Союза и Герой России — таких всего четверо. Доктор географических наук, членкор РАН. О всяких почетных званиях и высоких наградах можно не говорить — их множество, и очень престижных.
Личность Артура Чилингарова неотделима от армянского космоса. И дело не только в его характерной армянской внешности, а может быть, в складе характера, в котором соседствуют мужественная брутальность и тонкая духовность. Он родился в 1939 году в семье Николая Гавриловича Чилингарова, уроженца Владикавказа, города с древними и славными армянскими традициями, давшего многих замечательных людей. Вспомним хотя бы Евгения Вахтангова. Отец будущего океанолога был архитектором, работал в северной столице России, был заместителем председателя горисполкома Ленинграда. Война застала Чилингаровых в Ленинграде — они оказались в плененном городе. Так что с самых малых лет Артур испытал блокадные лишения, что, очевидно, выковало настоящего мужчину.
Любовь к исторической родине, к своему этносу была заложена в нем на генетическом уровне, со временем Чилингаров стал активным участником армянской жизни, прежде всего в России. Как член общества “Россия — Армения” он способствует осуществлению многих важных совместных проектов и программ. Опыт и авторитет Артура Чилингарова являются весьма ощутимой гарантией любого начинания. Имея сверхплотный рабочий график, он при малейшей возможности приезжает в Армению с коллегами, чем в немалой степени помогает взаимопониманию и доверительным отношениям между Россией и Арменией. Патриотическая деятельность Артура Чилингарова отмечена двумя армянскими наградами — орденом Месропа Маштоца и медалью Анания Ширакаци, абсолютно заслуженными. Незадолго до выборов президента России Артур Чилингаров, доверенное лицо В.Путина, четко определил свою позицию. “Он очень внимательно и с уважением относится к Армении и к нам, армянам, проживающим и работающим в этой стране. Россия может рассчитывать на российских армян, мы понимаем, что в стране должна быть стабильность и развитие, которые может обеспечить только Путин”.
Предлагаем интервью В.Снегирева с А.Чилингаровым, опубликованное недавно в “Российской газете”.

Самолет Ли-2 поднялся с припайного льда у арктического острова Котельный, стал набирать высоту. Я, тогда юный корреспондент “Комсомолки”, расстегнул пуховку, приготовившись к долгому полету над океаном. Начальник высокоширотной экспедиции Артур Чилингаров, облаченный в кожаную куртку, меховые штаны и унты, расстелил на дюралевом столике карту: “Вот здесь мы, а здесь дрейфующая станция “Северный полюс”, куда летим. Полторы тысячи километров”.
Вдруг раздались явно нештатные звуки, словно пробки из-под шампанского вылетали: чпок-чпок. В следующую секунду наш старичок Ли-2 как-то сразу крепко ударился о лед, все в салоне перемешалось, покатилось, самолет завалился на один бок, проскрипел по снегу и замер. “Прилетели, — громко и с сарказмом объявил в наступившей тишине Чилингаров. — Все живы”?
Живы были все, но одна лыжа у самолета оказалась сломанной. “Левый двигатель сдох”, — с виноватым и очень бледным лицом из кабины выбрался пилот. “Тогда поздравляю! — снова объявил Чилингаров. — Сегодня вы второй раз родились”.
Спустя пятнадцать лет Чилингаров, ставший к тому времени большим начальником и Героем Советского Союза, пригласил меня участвовать в первом полете тяжелого транспортного самолета в Антарктиду в условиях полярной зимы. Над Атлантикой у нашего Ил-76 отказал двигатель. Но поскольку их было четыре, то вначале мы благополучно дотянули до Северной Америки, а затем перелетели на Кубу, где неисправный мотор был заменен. В Штатах загрузили на борт участников международной полярной экспедиции, несколько упряжек ездовых собак и затем благополучно приземлились с этим табором на станции “Беллинсгаузен”, за что командир самолета тоже был удостоен звания Героя.
Я вспомнил эти (и другие не менее увлекательные) истории, направляясь к спецпредставителю президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, члену Совета Федерации Артуру Чилингарову, чтобы взять у него интервью.
— А помнишь, какой номер был у того Ли-2? — встретил меня неожиданным вопросом как всегда жизнерадостный Артур Николаевич.
— Не помню, — честно признался я.
— 04243. В сумме сколько? Тринадцать! То-то! — Он с довольным видом потеребил свою бороду. — Весной что делаешь? Давай со мной на дрейфующую станцию!
— Спасибо, — уклончиво поблагодарил я сенатора, хорошо помня о том, с чем связаны почти все его приключения. И задал Артуру Николаевичу первый вопрос:
— Мы дожили до того времени, когда Арктика снова оказывается в центре всеобщего внимания. Когда-то она была ареной подвигов и романтики, затем зоной глобального противостояния и возможным театром военных действий. Сейчас пишут о том, что там хранятся несметные запасы минерального сырья, что можно будет круглый год использовать северные моря для судоходства… Где здесь спекуляции, а где правда?
— Наличие минерального сырья на арктическом шельфе действительно подтверждается всеми без исключения экспертными оценками. Например, запасы углеводородного топлива только на прилегающем к российской территории континентальном шельфе оценивают в 9-10 миллиардов условных тонн.
Что касается потепления, то оно, по многолетним наблюдениям, действительно происходит, и даже невооруженным взглядом видно, что льдов на Севере стало заметно меньше. Нет полной уверенности и в том, что потепление вообще будет продолжаться — здесь существуют прямо противоположные точки зрения. Однако Северный морской путь, то есть трассу, которая проходит вдоль всего нашего арктического побережья, использовать можно круглый год. То, что этот путь во всех отношениях перспективен, не вызывает никакого сомнения.
— Что касается нефти и газа… Допустим, вполне корректны те оценки, которые предполагают наличие на шельфе колоссальных запасов. Но не слишком ли велики будут издержки при эксплуатации разведанных месторождений?
— Лично я склонен доверять тому, что недра Арктики хранят до трети мировых запасов углеводородов. И рентабельность вполне достижима. В Канаде и Норвегии давно работают десятки платформ на континентальном шельфе и их показатели достаточно высоки. Риски, конечно же, имеются, но при разумной организации дела, при соблюдении всех норм безопасности их можно свести к минимуму.
У нас вскоре вступит в эксплуатацию ледовая платформа на месторождении “Приразломное” в районе Карских ворот. Это первая ласточка в таких широтах, причем сделана платформа в Северодвинске, то есть отечественными производителями.
Недавняя катастрофа с плавучей платформой в Охотском море, судя по имеющимся у меня сведениям, была вызвана грубейшим нарушением правил техники безопасности, чем, увы, мы до сих пор отличаемся от многих западных стран. Непредсказуемости морских стихий надо всегда учитывать еще и человеческий фактор. Север жестоко наказывает за малейшее разгильдяйство.
— В СССР существовала администрация Северного морского пути — со своей авиацией и сетью полярных станций, ледоколами, портами, то есть была мощная инфраструктура. Теперь ничего этого нет. Так что же сегодня представляет СМП? Корабли по трассе проходят эпизодически или налажена система?
— Верно, в 90-е годы, когда Крайний Север оказался во власти рыночной стихии, произошло почти полное разрушение его инфраструктуры. Но в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону. Разработана программа по восстановлению ледокольного флота, в частности речь идет о постройке в ближайшие годы трех атомных и трех дизельных ледоколов. Намечается восстановление и реконструкция морских портов по всей трассе СМП. Весь Крайний Север и Арктика будут охвачены современной системой спутниковой навигации. Короче говоря, речь идет об активном и целенаправленном восстановлении государственного присутствия в этом важнейшем для страны регионе. Здесь надо обязательно отметить то заинтересованное внимание, с которым к этому делу относится российское руководство, в особенности глава правительства В.В.Путин.
Уже сейчас судоходство по трассе СМП можно осуществлять круглый год. При должной организации дела и, главное, при большом и стабильном грузопотоке эта магистраль может приносить значительную экономию средств.
— Много шума наделала ваша экспедиция 2007 года, когда удалось погрузиться на океанское дно в районе Северного полюса. Найдены ли материальные доказательства того, что подводный хребет Ломоносова — это продолжение нашего евроазиатского материка и поэтому мы вправе претендовать на контроль за океаном вплоть до полюса?
— Работа в этом направлении продолжается, накоплено немало убедительных доказательств в пользу озвученной гипотезы. Вся сложность в том, что и другие страны претендуют на контроль за этой территорией — США, Канада, Норвегия, Дания. Наша первоначальная заявка на российские права была направлена туда более десяти лет назад, но тогда ее отклонили под тем предлогом, что доказательств собрано недостаточно. Поэтому наше повторное обращение должно быть самым тщательным образом подготовлено и мотивировано.
Я уверен в том, что нам надо более жестко и последовательно отстаивать свои интересы в Арктике. Как это делают, например, США. Американцы, кстати, до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, потому что Конгресс считает, что она не учитывает в должной мере их интересы. А России, которая ратифицировала эту конвенцию пятнадцать лет назад и строго ее соблюдает, приписывают стремление “монополизировать” Ледовитый океан.
— Как себя сейчас чувствует наука, изучающая северные просторы? Тридцать лет назад в Арктике круглогодично дрейфовали 2-3 станции…
— Мало-помалу все это восстанавливается. Может быть, не так быстро и не в тех масштабах, но процесс идет. После 13-летнего перерыва на льду высадили участников первой российской дрейфующей станции “Северный полюс-32”, организованной исключительно на деньги спонсоров и при содействии Ассоциации полярников. Затем по решению правительства к финансированию таких исследований подключилось государство. Сегодня в самом дальнем “углу” арктического бассейна, в канадском секторе, дрейфует станция “СП- 39”, на зимовке находятся четырнадцать человек. Возрождается сеть береговых полярных станций.
— СМИ часто поднимают тему возможного военного противостояния в высоких широтах. Учитывает ли Россия подобные риски?
— Разумеется, учитывает. Ведь Запад и особенно страны НАТО проявляют растущий интерес к арктическим территориям. Почувствовали ослабление наших позиций в 90-е годы и решили этим воспользоваться. Норвежцы перенесли штаб своего оперативного командования в Заполярье. В прошлом году США и Дания впервые приняли участие в ежегодных канадских арктических маневрах “Операция Нанук”. Несколько западных государств создали совместную Северную боевую группу со штабом в Швеции. Американцы и британцы дважды за последние годы проводили совместные учения своих подводных лодок в Северном Ледовитом океане.
Невольно вспоминаю о том, что летом 2007 года, когда российские глубоководные аппараты “Мир-1” и “Мир-2” совершали погружения в районе полюса, нашу экспедицию постоянно облетывали натовские военные самолеты. Это опасная тенденция. Тем более что международные соглашения запрещают военную деятельность в Арктике. Здесь, например, нельзя создавать военные базы.
— Отдельная и важная тема — экология. Я давно не был в тех краях, но и сейчас в глазах стоят картины свалок из миллионов бочек из-под горючего. Они повсюду. И как контраст вспоминаю канадский север: там даже за брошенный в тундре окурок могут серьезно оштрафовать. Чистота — идеальная.
— Есть проблема. Решение правительства по этому поводу принято: копившиеся десятилетиями бочки из-под завозившегося горючего будут утилизированы. Эта работа уже началась — на Земле Франца-Иосифа и острове Врангеля. К ней подключились Ассоциация полярников и Русское географическое общество, которое на экологические работы выделяет специальные гранты.
Скоро у Русского географического общества появится свое судно, которое можно будет использовать для арктических и антарктических исследований, в том числе и для изучения экологической ситуации.
— Кстати, об Антарктиде. Она далеко от наших берегов, но в прежние годы мы стабильно сохраняли на шестом континенте свое присутствие. Как сейчас там дела?
— Работают четыре российские обсерватории — “Новолазаревская”, “Беллинсгаузен”, “Восток” и “Прогресс”. На последней строим аэродром для приема тяжелых самолетов.
На днях вылетаю на “Восток”. Повод самый что ни на есть позитивный: чтобы официально зафиксировать крупное научное и географическое открытие. Двадцать лет подряд наши полярники вели бурение, пытаясь пробиться сквозь ледяной панцирь толщиной в 3700 метров, под которым находится озеро. Представляешь, законсервированное миллион лет назад озеро! Полученные там пробы воды могут дать ответы на множество вопросов об эволюции. Сейчас до озера осталось пробурить буквально несколько десятков метров. Это будет большое достижение нашей науки, в первую очередь специалистов Санкт-Петербургского горного института.
(С сокращениями

Кстати, о герое…

Лучше плюс 30, а не минус 40

Прославленный герой-полярник и любимец всей журналистской братии. Его коллекция медведей, его увлечения и привычки — все становится темами для многочисленных статей и очерков.
Каждая такая статья — это еще один, не похожий на другие, портрет Артура Николаевича. Он не любит проигрывать и не приемлет для себя такой возможности. Себя, свои поступки и действия Артур Чилингаров привык судить, что называется, по “Гамбургскому счету”, без поблажек и снисхождений. Считает себя человеком в меру азартным. Говорит, что всегда знает, когда пора остановиться, будь то игра или дружеское соревнование. Хотя, по его собственным словам, совершенно не умеет отдыхать пассивно. Лежать дома на диване — это не про него.
Он любит море и футбол. И категорически не согласен с расхожим мнением, что настоящий полярник предпочитает холод теплу. Лично про себя он говорит, что комфортнее чувствует себя при температуре +30, а не минус 40. Тем не менее мечта героя была связана не с теплыми странами, а с Антарктидой. Знаменитый полярник мечтал высадиться на Южном полюсе, прилетев туда на российском самолете. Ведь до этого высадка была совместной — Чилингаров высаживался на полюсе вместе с американцами, да и самолет при этом был тоже американским. И вот мечта сбылась…

“Формула” Чилингарова

Любители быстрой езды и острых ощущений собрались в Нарьян-Маре на Кубке имени Героя Советского Союза, Героя России, исследователя Арктики и Антарктики Артура Чилингарова. Здесь в рамках празднования 80-летия образования Ненецкого автономного округа прошли гонки на снегоходах. Корреспонденты “Совершенно секретно” отправились на поиски самого быстрого гонщика НАО вместе с самим Артуром Чилингаровым — вдохновителем и “мотором” этого проводившегося уже в 13-й раз экстремального состязания. Спортсмены преодолели 7 километров по льду Печоры, два трамплина и 10 крутых виражей. Скорость доходила до 80 км в час. Главная задача — удержаться “в седле”.
Зрители поддерживали гонщиков крайне эмоционально. И дело не только в том, что скорость на двадцатиградусном морозе — сама по себе мощный вброс адреналина и для тех, и для других. Сегодня “Бураны”, взрывающие белое безмолвие тундры и болот на зимнем северном бездорожье, поистине “короли дороги”. По сути, единственное быстроходное наземное средство передвижения, связывающее заснеженные нефтяные промыслы и жилые поселки. Профессионалы ценят “Бураны” за надежность и практичность в эксплуатации.
По общему мнению, Кубок Чилингарова — уникальный и один из самых демократичных спортивных праздников северян. Посостязаться в умении управлять снегоходом может практически любой желающий. Состязания проводятся по трем группам: первая, самая многочисленная — мужчины от 18 лет; вторая — ветераны от 55 лет; третья — женщины. Лучшим среди мужчин стал молодой житель деревни Макарово Алексей Попов. Ему достался главный приз — снегоход “Тайга”, предоставленный французской нефтегазовой компанией “Тоталь”, которая оказывает спонсорскую поддержку проведению мероприятия уже на протяжении 13 лет.
В перерывах между заездами болельщики смотрели выступления народного ненецкого ансамбля “Хаяр” и угощались в чуме настоящей мороженой рыбой — строганиной, шурпой из оленины, лепешками с морошкой, чаем. А шаман тем временем выводил свою песню — о милом сердцу крае и о смельчаках, которые этот край славят.
Организаторы и участники соревнований предложили включить гонки на “Буранах” в программу Олимпийских игр в Сочи. Артур Чилингаров как член оргкомитета по проведению Игр обещал похлопотать.

НОВОЕ  ВРЕМЯ

Другие статьи категории "В мире":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.