Изменятся ли границы России из-за кризиса между националистами и Путиным? «The Atlantic «

10 Фев 2012 | Автор: | Комментарии к записи Изменятся ли границы России из-за кризиса между националистами и Путиным? «The Atlantic « отключены

Не пугайтесь, но Владимир Путин, человек, который в марте хочет снова стать президентом России, похоже, теряет контроль над одной из его ключевых избирательных групп — националистами.

Такое развитие событий имеет для России и для ее соседей в Евразии несколько важных последствий. Это может улучшить шансы России найти равновесие между республиканскими политическими идеалами и национализмом, что, таким образом, может способствовать развитию по-настоящему демократического государства. С таким же успехом это может спровоцировать попытки перекроить российские границы, что может привести к непредсказуемым последствиям.

После событий, произошедших в результате парламентских выборов в декабре 2011, когда страну потрясли беспрецедентные общественные протесты, авторитарная политическая модель Путина утратила свой лоск. Повсеместная коррупция среди чиновников и значительное повышение этнической напряженности, вызванной избытком трудовых мигрантов в российских городах, привели к отчуждению от правительства среди большой части населения.

В надежде укрепить свою избирательную базу, Путин опубликовал 23 января длинную статью в российской «Независимая газете», под названием «Национальный вопрос». Материал — часть избирательной кампании и направлен на то, чтобы убедить избирателей, особенно русских националистов, что путинский вид национализма являет собой наилучший путь развития России. По сути он предлагает эклектическую смесь старых доктрин из так называемого имперского или цивилизационного национализма, а также обещание строго регулировать трудовую миграцию.

По Путину, Россия — «уникальная цивилизация», к которой не подходят традиционные понятия национального государства. Он много раз называет Россию «многонациональным государством», при этом также утверждает что русские — «государствообразующий народ», чья «великая миссия» заключается в «объединении и укреплении» уникальной цивилизации. В России проживает множество национальных групп, но «мы один народ», объединенный «общей культурой и общими ценностями», по версии Путина. Он не конкретизирует, что это за связывающие всех ценности.

Путин продолжает доказывать, что его авторитарная политическая модель — клей, который держит эту уникальную цивилизацию в форме Российской Федерации. По сути, премьер-кандидат в президенты ясно дает понять, что никаких крупных политических изменений ждать не стоит, и что сохранение «статус-кво» представляет лучшую гарантию для долгосрочной стабильности страны.

Но если Путин верил в то, что статья в «Независимой газете» укрепит его позицию среди националистов и мобилизует их в его поддержку, он жестоко ошибался. Вместо того, чтобы поставить Путина во главе националистического движения в России, статья показала, что за текущими трендами в националистической идеологии стоит Кремль.

В последнее время национализм в России пережил драматические перемены, которые Путин, очевидно, пока еще не уловил. В стране всегда существовало два противоборствующих направления национализма — один, который можно писать как империалистический или государственный, другой — этнокультурный. Первое направление ставит превыше всего государство, его власть и международный престиж; второе прославляет нацию, ее культуру и веру. В российской истории государственники придерживались прагматичного взгляда на национализм, видя его как инструмент для усиления государственных институтов и увеличения влияния правящего класса. Государственники традиционно выступают за территориальное расширение и попытки ассимилировать меньшинства.

С другой стороны, радикальные этнические националисты считают, что нерусским нет места в российском государстве. Это направление национализма, естественно, причиняло определенные проблемы для правителей России, будь они русскими царями, советскими комиссарами или путинистами, продвигающими «управляемую демократию» и опирающимися на энергетическую политику, чтобы расширять влияние в ближнем зарубежье.

В последние годы экономические трудности увеличили популярность этнического национализма за счет империалистического, что отражается в растущей популярности слогана «Россия для русских». Путин, который явно придерживается взглядов государственников, не захотел признавать эту тенденцию. Вместо этого он обычно упрощал феномен распространения этнического национализма,  отдав его представителям роль провокаторов, чьи идеи могут привести к развалу российского государства.

Другой фактор, который Путин не учел, — тот факт, что националистическое движение сейчас более фрагментировано, чем когда-либо. Некоторые молодые и лучше образованные империалисты-националисты отошли от поклонения сильному государству и приняли демократические ценности. Эти модернисты теперь призывают к слиянию националистических и демократических принципов и к формированию широкого национал-демократического движения, чтобы бороться с правящим авторитарным режимом.

Наконец, еще одно направление российских националистов, в чем-то  разделяющее этнокультурное мышление, считает нужным отвергнуть оставшиеся элементы империалистической, мессианской и нео-евразийской доктрин. Вместо этого они предпочитают концентрироваться, как предложил покойный Александр Солженицын, на возрождении Великой России.

Конечно, что именно представляет из себя Великая Россия, остается неясным для всех типов националистов. В отличие от империалистических националистов путинского поколения, более молодые и либерально настроенные националисты готовы принять идею, что создание демократического национального государства в России, вероятно,  повлечет перекраивание границ страны. Некоторые главные националистические идеологи, такие как Валерий Соловей, предсказывают отделение Северного Кавказа, классического имперского наследия России, а также возможную потерю других нерусских территорий «еще при нашей жизни».

В то же время Россия, уменьшившись в одном месте, может вырасти в другом. Например, Солженицын в начале 1990-ых предполагал, что Великая Россия должна включать в себя северный Казахстан, территорию с большим количеством этнического русского населения.

Маловероятно, что наметившийся раскол между Путиным и значительной пропорцией националистического движения будет стоить ему президентства. Несмотря на растущее недовольство его стилем управления, он остается наиболее вероятным кандидатом для победы в марте. Но то, что Путин упрямо придерживается своих традиционно империалистическо-националистических взглядов, может создать проблемы для его администрации.

Пока настоящий федерализм в Российской Федерации отсутствует, государство, по сути, останется империалистическим. Такая «мини-империя», как ее называют некоторые комментаторы, может управляться только недемократическим способом, где несгибаемый Кремль нужен для того, чтобы удерживать под контролем и российский этнический национализм, и национализм других этносов.

Путин осудил слоган «Россия для русских» и предупредил, что любые попытки создать региональные политические партии будут пресекаться. Такие утверждения показывают, что, чтобы удержать его видение «уникальной российской цивилизации», ему потребуется сила. Но насколько сильным может быть Путин, если большое количество националистов, возможно, большинство, его не поддерживают?

inosmi.ru

Другие статьи категории "В мире":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.