Южноосетинская оппозиция раскололась
В Южной Осетии, где на 25 марта намечены новые президентские выборы, продолжают кипеть страсти: протестные настроения вновь обостряются после госпитализации Аллы Джиоевой, победившей на предыдущих выборах президента 27 ноября. Они признаны недействительными, но Джиоева собиралась 10 февраля провести свою инаугурацию. Вместо этого она оказалась в больнице: накануне ей стало плохо в момент попытки ее задержания.
До событий 9 февраля протестное движение в поддержку Джиоевой постепенно теряло сторонников и сходило на нет, все чаще звучали призывы забыть события ноября-декабря 2011 года и прийти на новые выборы в марте. Решающим моментом в этом процессе смены настроений в обществе стало объявление Джиоевой о назначении собственной инаугурации на 10 февраля и об отзыве ее подписи под соглашением с прежним президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты, которым завершилось декабрьское противостояние. «Он не выполнил свои обещания, поэтому я считаю себя в праве вступить в должность главы республики», — заявляла Алла Джиоева в беседе с корреспондентом «МН».
Практически все ближайшие соратники, которые поддерживали Джиоеву во время декабрьских митингов на центральной площади, выразили свое несогласие с ее действиями, считая, что инаугурация может привести к кровопролитию. С подобным заявлением выступил даже Анатолий Баранкевич, герой войны 2008 года, активно агитировавший за Джиоеву накануне выборов в ноябре и поддерживавший ее во время отстаивания победы на выборах.
Накануне инаугурации, 9 февраля, на Театральной площади в Цхинвале состоялся митинг «Выборы 25 марта — путь к процветанию и стабильности», организованный Общественной палатой республики. По официальным данным, на нем присутствовало около четырех тысяч человек вместо заявленной тысячи. Как рассказали «МН» несколько участников митинга, в течение двух часов на площади призывали к единению народа накануне выборов, к «концентрации политической воли ради светлого будущего», также много говорилось про внешних врагов, которые «пристально следят за ситуацией в республике» и «готовы использовать любой шанс для уязвления государственности».
Во второй половине дня участники стали мирно расходиться по домам, и уже около восьми часов вечера стало известно, что лидера оппозиции Аллу Джиоеву увезли вооруженные люди в масках. Как выяснилось, в 18.30 к ней в штаб на улице Чкалова пришел следователь из Генпрокуратуры с повесткой для дачи свидетельских показаний. После отказа оппозиционерки проехать со следователем в дом ворвались бойцы силовых подразделений, которые попытались насильно вывести Джиоеву из дома. У задержанной случился гипертонический криз, после чего ее отвезли городскую больницу.
В настоящее время Джиоева находится в реанимационном отделении республиканской соматической больницы с диагнозом «инсульт головного мозга». Ее состояние врачи оценивают как средней степени тяжести, к ней не пускают даже близких родственников.
«Настроение у нас подавленное, — сказала «МН» одна из сторонниц Джиоевой, представившись Светланой. — Я вчера была на митинге в поддержку мартовских выборов и уже склоняюсь к тому, чтобы все-таки подчиниться призыву прийти на новые выборы. Если честно, даже как-то не верила в то, что инаугурация состоится. Мы ждали, что за Аллой придут».
В день планировавшейся, 10 февраля, жизнь в Цхинвале текла как обычно. «Было небольшое усиление несения службы у силовых структур в первой половине дня, — сказал «МН» начальник пресс-службы КГБ РЮО Александр Смирнов, — но после обеда его сняли. Никаких инцидентов в городе не зафиксировано». Практически не было людей и возле штаба Джиоевой. По собственному признанию некоторых из них, раньше принимавших активное участие в оппозиционных митингах, многие отказались от протестов и решили вернуться к обычной жизни, надеясь на то, что в марте новые выборы президента будут честными и справедливыми.
Московские Новости