Стрельба за землю рузскую
За перестрелкой в подмосковной Рузе стоят бизнес, политика, святая Русь и уголовщина
Сначала все напоминало святочные гуляния. Румяные мужики в папахах, камуфляже, с шутками-прибаутками вывалились из автобуса с надписью на борту «За Русь святую». Вразвалочку подошли к какому-то неприметному забору. А их там ждали — тоже в камуфляже, и не менее румяные. У тех, кто пришел, на рукаве были белые ленточки и намерение пробиться за шлагбаум: «Пацаны, давай открывай!». У тех, кто стоял за забором — намерения были прямо противоположные, а в руках — травматические пистолеты, дубинки, ключ-баллоник. Пальба, ругань, угрозы — подстреленные, охая, отступают. Итог двухминутного боя: два десятка раненных охранников и убитая собака.
Видеоролик, снятый 6 января у Неверовского карьера в Рузском районе, показал непростые взаимоотношения двух предендентов на участок — ООО «Корсар» и «Земельное общество «Аннинское» (входит в агрохолдинг «Русское молоко» «православного бизнесмена» Василия Бойко-Великого). Обе компании называют друг друг друга рейдерами и не хотят отдавать противнику ни пяди земли, ни кубометра щебня.
В 90-е годы карьеры и свалки были самым криминальным бизнесом Подмосковья — за контроль над песком и щебнем боролись преступные группировки. В нулевых контроль над карьерами пытались заполучить уже силовики. Высокопоставленные прокуроры, входившие в «клан» бывшего первого зама прокурора Московской области Александра Игнатенко, например, планировали захватить МУП «Серпуховские недра», посадив в директорское кресло своего человека. Расчет прост: у кого карьер и связи, тот получит подряды на поставку песка и щебня для строительства новой кольцевой автодороги в Подмосковье. Теперь в столице утверждают планы строительства новых автодорог для «большой Москвы», а в Подмосковье — снова стреляют.
Корсары песчаных карьеров
На Неверовском карьере пока временное затишье. Возле забора, ставшего рубежом противостояния, у костра греются охранники ООО «Корсар». Журналистов встречают, мягко говоря, без энтузиазма.
– Нас уже во всем интернете выставили садистами и бандитами, никто не говорит, что на самом деле, мы просто защищались, — возмущаются участники столкновения. Все молодые ребята — крепкие, насупившиеся, в их гардеробе преобладает стиль «милитари». — На самом деле, они (охраники агрохолдинга) первые стрелять начали. А мы только в ответ огонь от крыли. Но на видео начала разборки нет, вот в «Русском молоке» и вопят, что их, таких несчастных обстреляли ни за что.
После атаки охрану на объекте усилили. Один из учредителей «Корсара» – местный рузский казак, атаман. Поэтому на территории в карауле стоят даже местные казаки.
— У всех рации и мобильники. Если кто-то чужой здесь объявится, со всего района люди соберутся моментально, — утверждает казак Юра, сверкая золотым зубом. — Да они больше не сунутся.
Директор ООО «Корсар» Олег Гаврильчев, хотя самой перестрелки не видел, но утверждает, что зачинщиками были работники «Русского молока», решившие захватить карьер. По словам Гаврильчева, в 2008 году ООО «Корсар» заключил договор аренды карьера с «Русским молоком» — считалось, что земля принадлежит агрохолдингу. Получив лицензию на разработку недр, «Корсар» начал добычу песка и гравия.
— Бизнес пошел, прибыли начали расти и Бойко (Василий Бойко-Великий – президент «Русского молока» — «Известия») решил все отнять, — издагает Гаврильчев свою версию конфликта.- В апреле прошлого года нам объявили, что мы должны 16 миллионов рублей за какие-то несуществующие долги. Причем, должны заплатить или налом, или через подставные фирмы-однодневки. Мы отказались и через несколько дней с нами расторгли договор аренды.
«Корсар» решил бороться за карьер. И тут выяснилось, рассказывает Гаврильчев, что в кадастровой палате выяснили, что «Русское молоко» прав на землю не имеет. Точнее агрохолдинг, действительно, владеет тремя с лишними тысяч гектар земли в совхозе, на территории которого расположен карьер, но они не размежеваны. А документов, которые закрепляли бы конкретные гектары за «Русским молоком» кадастровые чиновники вроде как не нашли. «Корсар» подписал новый договор аренды уже с администрацией Рузского района, как распорядителем земли, находящейся в федеральной собственности.
фото: ИЗВЕСТИЯ / Александр Шалгин
— После этого – 16 июля — ребята Бойко подогнали к нам трактор и снесли половину нашего офиса, — Олег Гаврильчев показывает наполовину обрушенный домом. Он стоит на том самом месте, где раньше был его кабинет и устало вздыхает: – Ну они настоящие беспредельщики.
Молоко и щебень
В субботу, 21 января, Василий Бойко-Великий, одетый в расшитые боярские пальто и шапку, собрал на набережной Тараса Шевченко «народное вече». В интернете учредитель холдинга «Русское молоко» Бойко-Великий — эпатажная фигура. И известен он не столько «земельными скандалами», сколько своим «домостроевским кодексом», установленном на предприятии: увольнял некрещеных сотрудников и женщин, делавших аборты, а также пытался заставить женатых работников пройти обряд венчания.
Из Рузы на митинг на автобусах подвезли работников «Русского молока». При входе им раздавали имперские флаги и транспаранты. Бойко решил одной акцией убить сразу двух зайцев: выступить против «оранжевой угрозы» и привлечь внимание к своим земельным вопросам. Поэтому политические лозунги «Православные за Путина» и «Да созиждутся стены кремлевские!» соседствовались с частными: требовали прекратить преследование Бойко-Великого и снять арест с земли.
— Национальными лидерами в нашей стране пытаются стать Немцов и Навальный, опирающиеся на Госдеп США, на внешние силы, цель которых — превращение России в сырьевой придаток, в колонию, — провозглашал со сцены Бойко-Великий. — Навальный заявил, что собирается создать православную партию. Да я больше похож на негра, чем Навальный на православного. Мы здесь не только «Русское молоко» защищаем, но и нашу веру, и нашу Россию, которой бандиты и рейдеры угрожают.
После митинга Бойко-Великий спешит с «ближним кругом» в свой офис. В кабинете Бойко-Великий скидывает шубу и остается в алом кафтане с зеленым эмалированным крестом на груди. Про конфликт с «Корсаром» и рузскими чиновниками предприниматель и будущий политик говорит с не меньшим энтузиазмом, чем о создании своей партии.
— Вор же всегда громче всех кричит: «Держи вора!», — комментирует он слова «корсаровцев» о том, что сотрудники «Русского молока» напали первыми. – На видео прекрасно видно, что они прицельно стреляют по безоружным людям, которые приехали на место своей работы.
фото: ИЗВЕСТИЯ / Александр Шалгин
ООО «Корсар» бизнесмен называет рейдерской конторой, утверждает, что они не платят налоги и вообще незаконно присвоили себе не только земли карьера, но и всю его песчано-гравийную смесь. А про стычку 16 июля, когда было частично разрушено офисное здание, говорит прямо противоположное словам Гаврильчева: это «корсаровцы» напали на его сотрудников, а потом сами сломали свой же самострой, чтобы выглядеть пострадавшими.
В продолжающемся уголовном преследовании и переводе земель в госсобственность Василий Бойко-Великий видит заговор конкурентов и местных властей.
— Глава администрации Рузского района Олег Якунин – главный взяткополучатель. Я и в суде докажу это, — Бойко расстилает на столе несколько карт спорной территории, на которых карьер отмечен, как собственность одной из его компаний.
По его словам, такие карты и остальные документы, подтверждающие принадлежность земель агрохолдингу, были и у Рузской администрации, но неведомым образом пропали.
Конфликт межрайонного масштаба
Глава района Олег Якунин утверждает, что давно уже пытался примирить «Корсар» с «Русским молоком», но особых успехов в этом деле не добился.
— Господь ему [Бойко] судья, — отвечает на обвинения Бойко Олег Якунин. – Никаких карт, подтверждающих его право собственности на землю, у нас и быть не могло. Такого рода документы хранятся в кадастровых ведомствах. Когда я попросил Бойко сформулировать основания для отказа в передаче земли, этого сделано не было. Если у него есть документы, подтверждающие право собственности, то пусть через суд добивается правды, а не кричит об этом на «народных вече».
И вообще, жалуется глава района, от Бойко-Великого и его холдинга одни проблемы. То «Русское молоко» объявит пахотные земли местных фермеров своими, то потребует от дачников выкупить их участки, которые отошли к холдингу, то снесет конюшню уважаемого казака.
– Бойко как было в 90-е рейдером, так и продолжает действовать теми же методами, — уверяет Якунин. — Своим сотрудникам зарплаты постоянно задерживает, а на партию, оказывается, деньги есть. Из районной местечковой проблемы он своими «вече» и партиями хочет сделать общероссийскую. Нарочно истерию нагнетает!
К «Русскому молоку» есть вопросы и у местных силовиков. После перестрелки 6 января в карьере было заведено два уголовных дела по статье о самоуправстве: одно – в отношении работников «Русского молока», другое – в отношении охраны ООО «Корсар».
— Но к «Корсару» — это единственная претензия, тогда как «Русское молоко» проходит и по делам посерьезней, — утверждает высокопоставленный собеседник «Известий» в правоохранительных органах Подмосковья. По его словам, уже семь лет расследуется уголовное дело о мошенническом приобретении земли, обвиняемым по которому проходит непосредственно Василий Бойко. Земли «Русского молока» давно уже находятся под арестом, что существенно осложняет жизнь руководству компании.
— Они практически ничего не зарабатывают на сельском хозяйстве. Земля – основной актив «Русского молока». Под нее они получали кредиты и зарабатывали на сдаче своих гектаров в аренду. Сейчас они этой возможности лишены, и пожалуйста: только за прошлый год работники «Русского молока» восемь раз обращались в прокуратуру с жалобой на задержку зарплаты, — рассказывает источник.
Прокуроры пока не нашли ничего противозаконного в действиях районных чиновников и в работе ООО «Корсара». Однако после депутатского запроса Алексея Митрофанова, назвавшего «корсаровских» — криминальной группировкой, вопросы к Олегу Гаврильчеву могут возникнуть у Следственного комитета. Расследование земельного конфликта взял под свой контроль глава СК Александр Бастрыкин.
Впрочем, Неверовский карьер — не единственный объект, где пересеклись интересы «Корсара» и «Русского молока». Похожий спор идет вокруг Моревского карьера, но там пока не стреляют. Разбираются в суде. izvestia.ru