«Osservatorio Balcani e Caucaso» рассказал о коррупции в нефтяном секторе Азербайджана
Большинство сообщений о коррупции в нефтяном секторе Азербайджана свидетельствуют об остром недостатке прозрачности в этой отрасли. И хотя больших скандалов не было, тем не менее, журналисты периодически сообщали о конкретных случаях коррупции, когда взятки давались не в форме денег, а тендерами и контрактами. Об этом говорится в статье «Коррупция и нефть в Азербайджане» итальянского исследовательского центра «Osservatorio Balcani e Caucaso» (OBC).
Как отмечается в материале, одним из скандальных случаев коррупции в нефтяном секторе Азербайджана является дело дочернего предприятия Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) «Socar Trading», которая с 2008 года использовала часть национальной нефти для прямых продаж. Журналист Хадиджа Исмаилова отмечает, что компания была зарегистрирована в Швейцарии, и половина ее принадлежит азербайджанской госкомпании, а другая половина — появившимся «из ниоткуда» частным инвесторам. «Никто не знает, откуда взялись средства, и каким образом частные инвесторы получили свои акции в первую очередь, так как не было публичных торгов», — рассказала Исмаилова.
Не было реальных публичных торгов и в случае с относительно небольшими месторождениями на суше в Бинагадинском районе Баку, известном своим теневым бизнесом, пишет автор. Один из акционеров «Socar Trading» Анар Алиев, к тому же, является тайным владельцем нескольких компаний, которые зарегистрированы в арабских странах и ведут эксплуатацию нефтяных месторождений на суше, схожих с теми, что расположены в Бинагадинской районе.
«Определить долю имущества субподрядчиков очень трудно, потому что они расположены на море, и потому что расследовательская журналистика в Азербайджана постоянно подвергается нападениям», — резюмирует Хадиджа Исмаилова.
Другой случай коррупции, связанный с нефтью касается управляемого ГНКАР Бакинского завода глубоководных конструкций. Компания, как отмечает «Osservatorio», арендовала строительный участок у британской нефтегазовой компании «BP» якобы для развития инфраструктуры для проекта «Азери-Чираг-Гюнешли», финансируемого Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией. Прибыль должна была пойти на возобновление деятельности завода, однако вместо этого была использована для оплаты услуг по обслуживанию, которые предоставлялись субподрядчиками по чрезвычайно завышенной цене.
«Этот случай раскрывает более широкий коррупционный механизм в нефтяном секторе, в котором задействованы субподрядчики. С помощью сложных финансовых сделок государственная компания нанимает субподрядчиков, которые зачастую косвенно принадлежит Министерству нефти или чиновникам Госнефтекомпании», — говорится в статье исследовательского центра.
Что касается западных компаний, то общественное мнение придерживается невысокого мнения о них из-за двойных стандартов, применяемых к заработной плате. К тому же, их деятельность в Азербайджане пронизана тайной. Западные компании не принимают непосредственного участия в коррупции, но поддерживают ее своим экономически важным присутствием. Хадиджа Исмаилова убеждена, что доказательств нарушений со стороны международных компаний нет по той простой причине, что они ведут умную политику по связям с общественностью, и что на момент заключения «контракта века» не было международной «Инициативы Прозрачности в Добывающей Промышленности» (EITI).
Ясно одно, пишет «OBC», что международные компании были вовлечены в связанный с хищением средств скандал вокруг социальных инициатив Азербайджанской международной операционной компании. Иностранные компании в своих PR-кампаниях хвастались социальными обязательствами, однако в период 1990-х и 2000-х большая часть социального бюджета оседала в НПО «Хаят», которой управлял родственник депутата парламента Азербайджана и главы Комитета по социальной политике, отмечает Исмаилова.
Panorama.am