Азербайджанцы «тянуть на себя одеяло» самых выдающихся исторических образцов и понятий, связанных с тюрками
На сайте «InosmiKZ» опубликован аналитический материал Кайрата Казакпаева под названием «Азербайджанцы с турецкой помощью целиком присвоили наследие Коркыта (Коркута, Коркуда), оставив казахов с носом».
Автор отмечает, что по версии турецкой и азербайджанской науки тюркский эпос «Қорқыт ата кітабы», является, оказывается, «всецело творением Азербайджана». И игнорируется то, что Коркыт (Коркут, Коркуд) жил в степях у реки Сырдарьи. А еще по версии турецких и азербайджанских ученых получается, что казахи, установившие памятник кобызу Коркыта в Кызылординской области и назвавшие его именем университет в городе Кызылорде, на самом деле восславляют не одного из деятелей своей культуры, а автора «всецело азербайджанского творения.
«Примечательно, что казахи всегда с готовностью принимает и продвигают версию о том, что такие творения, как «Китаби деде Коркыт» («Книга деда Коркыта») должны считаться общими письменными эпическими памятниками тюркских народов. А вот турки, азербайджанцы и другие кавказские народы, говорящие на тюркских языках, не могут, похоже, убедить себя в том, что у них могло бы быть что-то общее тюрко-монгольского происхождения народами. И они, образно говоря, начинают «тянуть на себя одеяло» самых выдающихся исторических образцов и понятий, связанных с тюрками»,- пишет автор.
К примеру, в начале 1990-х годов в Баку вышла книга под названием «Сказание о Деде Коркуде» в обработке современного азербайджанского писателя Анара. Там весь сюжет строится на описании противостояния огузов и кипчаков. Главный злодей носит имя Кипчак Мелик. И чтобы читатели не заблуждались насчет того, кем же были эти самые кипчаки, дана иллюстрация, где этот Кипчак Мелик предстает узкоглазым и широколицым человеком, призванным уже самим своим видом вызывать отвращение у азербайджанских читателей. Казахская народная память считает его своим по образу человеком. Но тут разговор не об этом, а о том, что азербайджанцы, которые его тоже считают своим, в этом случае антагонизм между огузами и кипчаками представляют как антагонизм между хорошими европеоидными и плохими монголоидными тюрками. Дело, как говорится, хозяйское. Тем более, если азербайджанцы связывают свое происхождение с огузами.
Но вот другое свидетельство из того же Азербайджана. Здесь утверждается совершенно противоположное: «В Грузии издавна проживали «свои коренные турки», в том числе некоторые кыпчакские племена. Естественно, грузины были осведомлены не только о непримиримой вражде кыпчаков с огузами. Родственные по языку, эти тюркские племена прошли в то же время разные пути в своем развитии и отличались друг от друга даже внешним обликом: более смешанные кыпчаки имели европеоидные черты» (Ариф Юнусов «Месхнтинские турки», журн. «Центральная Азия и Кавказ», №1(2), стр. 165-166, 1999 г.). В контексте этой публикации хорошими представляются уже кипчаки, посему они выдаются за европеоидов. А плохими – «чужие» для грузин огузы. Соответственно, они – монголоиды.
Panorama.am