Временно притихшие
JanARMENIAN.RU –Уличная активность националистов в России пошла на убыль, но предвыборное заигрывание политических партий с защитниками интересов титульной нации может привести к новому всплеску насилия. Так считают эксперты информационно-аналитического центра «Сова», оценившие в своем докладе вероятность повторения событий на Манежной площади и степень националистической угрозы.
Главной мишенью ультраправых в России по-прежнему остаются мигранты. Причем, будучи жертвами насилия, они не в состоянии защитить себя в судах и правоохранительных органах, констатируют правозащитники. Правовое положение гастарбайтеров уникально — подвергаясь нападениям со стороны националистов, они в ходе следствия переходят из разряда потерпевших в обвиняемые, а суды и прокуратура почти всегда становятся на сторону обвинения, заявила вчера член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель центра «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.
«Такое положение вещей сложилось по нескольким причинам. Нередко сами полицейские заражены бациллой ксенофобии — они возбуждают дела в отношении жертв, передают эти дела прокурорам, которые, как правило, не используют свое право отказать в уголовном преследовании. Суды же, следуя корпоративной этике, штампуют обвинительные приговоры», — отметила Ганнушкина.
В качестве примера Ганнушкина напоминает о деле братьев Юнусовых, которых националисты избили в подмосковном Щелкове в 2008 году. На уроженцев Узбекистана Рустама и Ибрагима Юнусовых напали на местной железнодорожной станции — братья провожали своего белорусского коллегу Павла Ястремского на электричку. Как следует из рассказов Рустама Юнусова, который обратился в «Гражданское содействие» за помощью, очнулся он только в Загородском отделении милиции Щелкова. Но необходимой помощи от правоохранителей не получил. Напротив, сотрудники милиции повторно избили братьев, а Ястремского заставили подписать признательные показания о том, что он и Юнусовы украли телефон у тех самых молодых людей, которые их били. Ястремского позже отпустили, он уехал в Белоруссию, а на Юнусовых завели уголовное дело по п. «а» ч. 2. ст. 158 УК РФ (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору). Суд признал их виновными: Ибрагиму дали год условно, Рустаму — полгода.
Случаи, когда приезжие переходят из разряда жертв в обвиняемые, не редкость, утверждает Светлана Ганнушкина. Эксперты «Совы», впрочем, фиксируют снижение количества нападений националистов на приезжих за первые шесть месяцев 2011-го. «За полгода нами зафиксировано 106 нападений по мотивам ненависти, 16 человек погибло. Для сравнения: только за одно лето 2009 года было зафиксировано 106 нападений», — отметила вчера эксперт «Совы» Вера Альперович. Она объясняет это сменой настроений в националистической среде: ультраправые разуверились в эффективности такой формы борьбы за права титульной нации, как избиение гастарбайтеров, и решили, что бороться нужно с властью и за власть.
Свою роль сыграли и события на Манежной площади в декабре 2010 года, отмечают представители «Совы». Националисты не забыли случайный успех этой стихийной акции, вызвавшей столь широкий резонанс, и все лето старались развить его. Поводы выбирались разные — от ЧП в поселке Сагра Свердловской области до убийства полковника Буданова и студента Ивана Агафонова.
Попытки еще раз выплеснуть на улицу гнев многотысячной толпы оказались неудачными, но обольщаться не стоит, отмечает Альперович. Уровень ксенофобских настроений в обществе достаточно высок, а политические партии в канун выборов будут стараться это использовать. «Причем в последнее время на примере ЛДПР и «Правого дела» мы видим, что к «русскому вопросу» политики обращаются все чаще и чаще», — считает эксперт «Совы».
По его мнению, следствием этого может быть перемена обывательских настроений: если раньше к насилию в отношении приезжих россияне относились скорее негативно, то со временем люди станут терпимее к радикальным проявлениям национализма. Предстоящее возвращение на президентский пост Владимира Путина националисты также могут начать трактовать в свою пользу — как возможность «приблизиться» к власти, вспоминая, что премьер отправился вместе с футбольными фанатами на могилу к убитому Егору Свиридову, полагает Ганнушкина.