Уход России из Габалы говорит о похолодании между Москвой и Баку
«Фактически можно говорить о похолодании отношений между Москвой и Баку. Предполагаю, что это связано в первую очередь с серьезной переоценкой ценностей в отношениях между нашими странами. Россия и Азербайджан стали качественно меняться как внутри, так и их роль на международной арене», – заявил в интервью азербайджанскому агентству «1ньюз.аз» эксперт Ассоциации военных политологов России Александр Перенджиев.
Как отметил эксперт многое, что связывало Россию и Азербайджан, стало разрушаться, а ростки нового не проявили себя. Он также отметил, Москва на постсоветском пространстве проявляла наибольшую активность в отношении государств Центральной Азии, а на международной арене – в связи с событиями вокруг Сирии и проблем развертывания системы ПРО в странах Восточной Европы.
Говоря об урегулировании карабахского конфликта эксперт отметил, что у руководства России, скорее всего, отсутствуют понятный всем сценарий и в связи с этим нет четко сформированной политики в отношении государств Южного Кавказа.
«Складывается впечатление, что официальная Москва пока рассматривает современную обстановку и сложившуюся расстановку политических сил в этом регионе как весьма неблагоприятную для решения нагорно-карабахской проблемы. Возможно, что российское руководство ожидает для себя каких-то более благоприятных событий. То есть пока проблема Нагорного Карабаха – это попросту отложенная проблема, и не только для России, но и для других участников переговоров», – сказал Перенджиев.
Отвечая на вопрос, почему РФ все же уходит из Габалы эксперт обратил внимание на то, что в разработке системы функционирования станции типа «Дарьял» в свое время принимали участие специалисты 31-го Государственного проектного института специального строительства Минобороны России. Однако в ходе реформ бывшего главы Минобороны России Сердюкова, 31 ГПИСС МО РФ был акционирован, передан в состав ОАО «Оборонстрой» и впоследствии проектный институт обанкрочен, а здание его продано.
«В результате на сегодняшний день не известна судьба проектной документации как системы коммуникаций самой РЛС, так и коммуникаций в Габалинском районе. А некоторые проектировщики, участвующие в этой работе, уже ушли из жизни. Таким образом, я предполагаю, что, возможно, возникли еще и весьма серьезные технические трудности по обслуживанию Габалинской РЛС со стороны России», — отметил он.
Перенджиев не исключил в дальнейшем возвращения России в Габалу, при условии, что в переговорах между сторонами произойдет переход с экономического акцента на военно-политический. «На мой взгляд, уход России из Габалы может все-таки способствовать похолоданию отношений между Баку и Москвой. Оно будет связано именно с исчезновением еще одной точки соприкосновения», — сказал он.