Армянская община Тифлиса переживает не лучшие времена
Наверное, излишне напоминать, что на протяжении веков армяне составляли значительную часть жителей Тифлиса, а в отдельные периоды его истории их было подавляющее большинство. Вклад армян в строительство и развитие города трудно переоценить, однако было бы ошибкой не отметить огромную роль тифлисских армян в развитии армянской культуры в целом. Тифлис ХIХ-го начала ХХ веков был, без преувеличения, центром возрождающейся армянской культуры. Достаточно привести лишь несколько примеров. Одна из первых общеобразовательных армянских школ отрылась в Тифлисе в 1824 году. Речь идет о прославленной Нерсесяновской школе-семинарии, выпускниками которой в разные годы были выдающиеся деятели армянской литературы, поэты, художики, учёные и общественные деятели. За свою 100-летнюю историю школа дала путевку в жизнь более чем двум тысячам выпускников. Нерсесяновская школа была образцом, на который ориентировались все армянские школы на Кавказе. В стенах этого учебного заведения родился и первый небольшой драматический театр, который стал основой для создания профессионального армянского театра, созданного в Тифлисе и недавно отметившего своё 150-летие.
Огромный вклад в возрождение армянской культуры внесло общество «Вернатун», литературно-художественный салон, который также возник в Тифлисе и объединил лучших представителей армянской интеллигенции того времени. Многочисленные армянские благотворительные и общественные организации приложили немало усилий для распространения грамотности среди армянского населения, выделяли средства для подготовки педагогов, занимались издательской деятельностью, опекали сирот, поощряли научные исследования, в том числе этнографические и археологические исследования на территории Армении.
Крупнейшие промышленники, купцы и общественные деятели Тифлиса вкладывали значительные средства не только в строительство промышленных предприятий, гимназий, театров, общественных зданий, но и оплачивали обучение армянской молодежи за рубежом, поддерживали молодых специалистов и не жалели средств на развитие армянской культуры. Кавказское Армянское Благотворительное Общество в трагические для Армении годы Геноцида армян приложило огромные усилия и средства для облегчения участи десятков тысяч беженцев из Западной Армении, которым оказывалась медицинская и материальная помощь. Многие семьи осели в Тифлисе, и всегда с благодарностью вспоминали город, который их принял и приютил.
С установлением советской власти ситуация начала кардинально меняться. Политика выдавливания и ассимиляции местных армян начала приносить свои плоды, и их число стало сокращаться год от года. Последний, весьма ощутимый удар был нанесен в начале 90-х прошлого века. Националистические настроения в обществе и тяжелое экономическое положение сделали своё дело. Начался массовый отток населения, в том числе и армянского. При этом надо понимать, что город покидали наиболее активные, энергичные и инициативные люди, как правило, образованные или имеющие хорошую рабочую специальность. Подавляющее большинство этих людей навсегда покинули Тифлис и вывезли свои семьи. Армянская община сократилась более чем на две трети. Эта потеря весьма ощутима ещё и потому, что большая часть тех, кто остались в Тифлисе, это люди среднего и пожилого возраста. Как правило, они не имеют постоянной работы, а достигшие пенсионного возраста, если у них нет поддержки извне, живут в постоянной нужде.
Молодое поколение тифлисских армян представляет собой весьма неоднородную массу. Очень немногие востребованы и имеют достойную работу, часть молодых людей уже на грани ассимиляции и дистанцируются от общественной жизни армянской общины, есть и активная часть молодежи, но и она сталкивается со многими проблемами.
Некогда процветающая и сплоченная тифлисская армянская община сегодня переживает не лучшие времена. Можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкиваются тифлисские армяне. Если говорить о внешнем факторе, то приходится признать, что антиармянские настроения в обществе, которые провоцируют определенные силы и подогреваются в СМИ, снижают активность довольно большого слоя местных армян, предпочитающих лишний раз не проявлять активность, опасаясь за свои семьи, а часто и просто не видя в этом смысла. Тянущийся годами вопрос возвращения «спорных» армянских церквей не приводит ни к каким результатам, что также не добавляет оптимизма.
Одна за другой закрываются армянские школы, и на сегодняшний день осталась только одна полноценная школа, куда привозят детей со всего города. Формально у общины есть своя армяноязычная газета «Врастан», но она выполняет роль, скорее «свадебного генерала», чем полноценного органа общины, а телевизионная информационная программа, выходящая на армянском языке, является лишь переводом официальной сводки новостей грузинских каналов. Далеко не все могут позволить себе спутниковые антенны, позволяющие смотреть армянские или российские каналы. Это создает определенный информационный вакуум.
В среде тифлисских армян довольно часто можно услышать разговоры о том, что они чувствуют себя брошенными. С одной стороны, местные власти, которые не заинтересованы в полноценном функционировании общины, с другой – Армения, которая тоже не проявляет к тифлисской общине особого интереса. В этой ситуации вполне объяснима пассивность людей, которые не видят никаких перспектив.
Однако есть и другая сторона этой проблемы, и она лежит в самой общине. Конечно, её потери очень высоки, но и тот потенциал, которым она всё ещё обладает, используется недопустимо мало. В отсутствие объединяющего центра, каждый пытается выжить сам по себе, отсюда и около сорока общественных армянских организаций, в которых, иногда, зарегистрировано не больше 10 человек.
Некоторые из этих организаций весьма активны, и их работа приносит определенные результаты, но действуют они чаще самостоятельно, не вступая в контакт с другими организациями. Есть и неформальные группы, которые тоже весьма активны и порой приносят больше практической пользы, чем иные организации. Определенную роль продолжают играть личные контакты наиболее известных представителей общины, однако действуют они часто на свой страх и риск, как правило, не получая никакой поддержки со стороны.
Ещё одна серьезная проблема заключается в отсуствии ярко выраженного лидера, способного объединить и повести за собой людей. Официальные представители общины не переизбирались уже много лет, да и сам механизм их переизбрания уже давно никому не понятен. Чем они занимаются, сказать сложно, наверное, очень важными делами, но общину об этом не оповещают и отчетов об их работе никто не слышал. Собственно, и услышать наших «лидеров» негде.
Единственным местом, где можно было собраться и обсудить проблемы общины, в течение последних нескольких лет, был двор церкви Сурб Геворк, которая в период реставрации Нор-Эчмиадзина оставалась единственной действующей армянской церковью в городе. Каждое воскресенье, в любую погоду, люди собирались после службы во дворе церкви, чтобы пообщаться, узнать новости, решить скопившиеся вопросы, узнать о готовящихся мероприятиях. В таких условиях трудно требовать от людей активности, потому все эти годы вопрос об открытии армянского культурного центра стоял очень остро, тем более, что такие центры уже давно работали практически у всех тифлисских общин.
После завершения реставрационных работ в Нор-Эчмиадзине, наконец, было достроено помещение культурного центра, и его открытие вселяет некоторые надежды. Однако без главных вопросов, которые необходимо решить в первую очередь – консолидации общины и выработки единой концепции, способной возродить её деятельность, новый культурный центр рискует превратиться в ничем не примечательную организацию, которую, впрочем, с удовольствием будут показывать всем заезжим чиновникам и общественным деятелям. Хочется надеяться, что этого не случится.
Справедливости ради надо сказать, что официальные власти не чинят никаких препятствий при проведении общиной культурных мероприятий, а в некоторых случаях оказывают необходимую поддержку. Пожалуй, это единственная область деятельности, которая находится в относительном порядке и трудности бывают связаны, в основном, с отсутствием достаточного финансирования. Тем не менее, выставки наших художников периодически проходят и в Тифлисе, и в Ереване. Наша молодежь на протяжении нескольких лет принимает участие в Панармянских играх и фестивалях армянской культуры в Ереване.
Ещё один важнейший вопрос. В Тифлисе, как ни в одном другом городе мира, сосредоточен колоссальный пласт армянской культуры. Это уникальные здания, созданные армянскими архитекторами или построенные богатейшими армянами Тифлиса, старейший драматический театр, памятные места, связанные с именами Туманяна, Сундукяна, Башинджагяна, Манташева, Юзбашева, Маилянов, Тер-Гукасова, Арамянца, Мелик-Азарянца, Раффи, Питоева, Бажбеук-Меликова, Бебутовых, Тиграняна, Лорис-Меликова, Аргутинских-Долгоруковых, Ширванзаде, Алиханова, Карганова, Лисициан, Бозарджян… список огромный, но всё это богатство требует постоянного внимания и заинтересованного отношения не только со стороны местных армян, но и Армении в целом. К сожалению, потерь уже много, и они продолжаются на фоне ослабления общины и ничем не объяснимого равнодушия к своему культурному наследию со стороны Армении. А ведь этот вопрос можно достаточно просто оживить и придать ему новый импульс, организовав 1-2-дневные туры по старому Тифлису для жителей Армении, благо это не далеко и оформления виз не требует. Это могло бы принести много пользы и той и другой стороне, активизировать личные контакты, повысить активность и заинтересованность представителей местной общины, сделать востребованными десятки, а то и сотни людей, подключив их к этому делу. А пока… тысячи отдыхающих из Армении каждый год отправляются на Черноморское побережье, стараясь без особой надобности не останавливаться в Тифлисе.
Министерство диаспоры Армении, активно сотрудничая с диаспорами по всему миру, тоже не особо интересуется старейшей армянской общиной Тифлиса, которая, лишенная поддержки из Армении, становится более уязвимой.
Порочная политика не обострять отношения между двумя странами за счет интересов диаспоры, себя не оправдывает. Это – бесперспективный путь. Проблемы только усугубляются, а отсутствие внятной линии поведения и четкой долгосрочной программы действий, неизбежно приведет к очередному оттоку армянского населения, деградации общины и, как итог, ассимиляции. Освободит ли это Армению от лишней «головной боли» или создаст дополнительные трудности в отношениях с соседней страной? Скорее всего – второе.
Нельзя допустить, чтобы сотни тысяч живущих в Грузии армян чувствовали себя ненужными ни Грузии, ни Армении. Если сегодня экономическое положение представителей общины оставляет удручающее впечатление, то её культурный потенциал всё ещё высок. И если он не востребован в Грузии, это не значит, что мы имеем право потерять его. Это было бы непозволительной роскошью, не говоря уже о других, не менее значимых потерях.
Сильная армянская диаспора приносила и, при определенных обстоятельствах, ещё может принести много пользы стране пребывания, но, что особенно важно, могла бы активно способствовать установлению по-настоящему добрососедских отношений между Грузией и Арменией, а, возможно, и снять многие, ныне болезненные вопросы.
Нам всем есть над чем подумать.
Аида БАБАДЖАНЯН
ВОСКАНАПАТ