Сегодня армяне отмечают «Затик» праздник Пасхи
Сегодня Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Пасхи (Светлое Христово Воскресение). Армянское слово «Затик» (Пасха), происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти. В этот день Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» — «Благословенно Воскресение Христово!».
Идея воскресения является основополагающей в христианстве. Ее смысл в переходе от смерти к новой жизни, от земли к небу. В день Пасхи ранняя церковь отмечала распятие Христа.
С 4 века акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий.
Апостольские каноны требуют отмечать Пасху через сорок дней по завершении Великого поста. Восточные христиане, следуя иудео-христианской традиции, праздновали ее по иудейскому лунному календарю — 14 нисана. В Риме Пасха праздновалась в первое воскресенье после первого новолуния по весеннем равноденствии.
В связи с тем, что день Пасхи связан с лунным календарем, она является подвижным праздником, и дата ее празднования с каждым годом может давать расхождение. Вопрос был решен на I Вселенском соборе, постановившем, что Пасху «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия».
Подготовка к празднованию Пасхи начинается после пяти часов Великой Субботы, когда по завершении церковного обряда Андастана (освящения четырех сторон света) каждая женщина в своем доме начинала готовиться к празднованию .
Пасхальные яйца красят субботним вечером, причем красятся они только в красный цвет – окраска яиц в другие цвета, кроме красного, была принята в зороастрийском Иране, как символ начала весны.
На праздничном столе обязательно должен присутствовать нвик или Спитак Банджар (алаязы), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.
Кроме того, в этот день армянские хозяйки подают в обязательном порядке кутап – рыбу, как символ этого дня, а также , плов с сушенными абрикосами, сливой и изюмом, пирог с луковой и бобовой начинкой, разные виды зелени, гату (изделие из теста с различной начинкой), лепешки из пшеницы, ахар (вареный барашек или петух), и другие пасхальные блюда, например, чечевичную похлебку с чоратаном, зеленым перцем, луком и чесноком – воспи апур.
Плов с изюмом олицетворяет землю, заселенную Богом людьми, а изюминки — это избранные, преодолевшие в своей душе сомнения Фомы Неверующего и поверившие в Воскресение Христа.