ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ
Ждет ли нас «страшное кино», где главным героем будет совсем не Джордж Клуни?
Есть известное понятие – perfect storm («идеальный шторм»): это когда разыгравшиеся природные стихии сходятся в одной точке и кратно умножают свою разрушительную силу. «Финансовые трудности США, замедление роста экономики Китая, долговой кризис в Европе и спад в экономике Японии могут с вероятностью в 30% сложиться в «идеальный шторм», полную силу которого мировая экономика ощутит уже через два года», — заявил недавно авторитетный экономист, нобелевский лауреат Нуриэль Рубини, предсказавший, между прочим, глобальный финансовый кризис 2008 года…
Слоны ушли, вертолеты улетели…
Нестихающие беспорядки и угроза дефолта в Греции ставят под вопрос стабильность и само существование еврозоны, а крупнейшие американские банки – «Голдман Сакс» и «Джей-Пи Морган» — за обман инвесторов продолжают выплачивать крупные суммы. Кроме того, 30 июня завершилась программа так называемого количественного смягчения ФРС США (Федеральная резервная система – аналог центрального банка в США. – А.А.), после чего во весь рост неизбежно встал вопрос, кто будет покупать гособлигации США, ведь до сих пор изрядную часть спроса покрывала именно эта программа.
МЕЖДУ ТЕМ ВСЕ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО АРМЕНИИ, ПРОДОЛЖАЮТ ИДТИ по пути увеличения государственного (в будущем году он достигнет порядка $4 млрд) и частного долга с одновременным сворачиванием стимулирующих программ – и это бремя рано или поздно даст о себе знать. Правда, на недавней пресс-конференции министр экономики Тигран Давтян с гордостью повествовал об одобренных правительством 17 инвестпрограммах 16 компаний на общую сумму в 72 млрд драмов, но, во-первых, государство тем самым не отменяет, а всего лишь отсрочивает на три года выплату с их стороны НДС и, во-вторых, действие этой льготы ограничено только довольно крупными компаниями, поскольку под нее подпадают инвестпроекты стоимостью свыше 300 млн драмов, так что тому же малому бизнесу здесь делать нечего. Таким образом, можно утверждать, что в целом правительство отходит от политики оказания помощи конкретным предприятиям.
Правда, с другой стороны, правительство Армении инициирует налоговые и смежные реформы, направленные на оздоровление весьма запущенной деловой среды, но, к примеру, как понимать свертывание с мая на неопределенное время важнейшей социальной программы «Оплачиваемая общественная работа», в результате чего тысячи людей – преимущественно в марзах – потеряли даже такую временную работу. Правительство обещает в результате осуществления вышеупомянутых 17 инвестпрограмм всего 1710 новых рабочих мест и одновременно отменой оплачиваемых общественных работ сразу лишает всякой надежды хотя бы на временные заработки… 6500 человек. Или у нас уже решили, что кризис Армении не грозит, так что и бюджетное стимулирование занятости излишне?
А ведь нынешний глава ФРС США, бывший профессор Принстонского университета Бен Бернанке, который считается наиболее глубоким исследователем Великой депрессии 1929-1933гг., в своей книге «Эссе о Великой депрессии» утверждал, что в условиях экономического кризиса главная задача любого правительства — «не допустить страдания населения». И недавний глобальный кризис, который некоторые уже поспешили занести в анналы истории, по своей глубине и разрушительности разве что только той самой Великой депрессии и уступает. Кроме того, как полагают эксперты, масштабы второй «штормовой» волны кризиса будут значительнее прошедшей…
«Рубини на редкость оптимистичен: вероятность краха на самом деле больше 30%, а два года – это уж слишком затянутый сценарий», — считает наш московский соотечественник, главный эксперт ИК «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц. По его словам, крах мировой экономики неизбежен: реальный совокупный спрос сильно уступает имеющимся в мире производственным мощностям. До 2008 года спрос искусственно раздували кредитами, но этот ресурс исчерпан: нового этапа «разбрасывания денег с вертолетов» и «раздачи слонов» не будет – и мировая экономика быстро уйдет в минус. Процесс уже пошел…
…А киты выбросятся на берег?
«Диверсификация придает экономике Армении стойкость перед лицом международных потрясений, от чего наша страна не застрахована», — заявил недавно председатель постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик МИНАСЯН.
СПАСИБО ЕМУ, КОНЕЧНО, ХОТЯ БЫ ЗА ТО, ЧТО ОН НЕ ИСКЛЮЧАЕТ НА КОРНЮ возможность грядущих потрясений, но вот где он обнаружил у нас «диверсифицированный рост» — осталось большой загадкой. Названные им в качестве свидетельства этого «пищепром, фармацевтика и т.д.» выглядят крайне неубедительно. Фармацевтика на эту почетную роль пока явно не тянет, постоянно дорожающие продукты питания и вовсе могут вогнать отрасль в депрессию (по крайней мере алкоголь и табак в мае уже были в минусе). «И т.д.» спустя несколько дней с сияющим видом продолжил министр экономики Тигран Давтян, назвавший в качестве доказательства идущей диверсификации растущие машиностроение, легпром и алмазообработку. Но все эти отрасли показали рост с чрезвычайно низкой предыдущей базы и, следовательно, об устойчивых трендах здесь говорить пока не приходится. Так что как была у нас горнорудная промышленность, так она же сегодня и остается в качестве главной «вытягивающей» силы промышленного роста.
Лишним свидетельством слабой диверсификации армянской экономики являются показатели ее экспорта. Да, в январе-мае с.г. по сравнению с тем же периодом прошлого года темпы роста экспорта превосходили таковые по импорту: первый вырос почти на 40%, а второй – лишь на 11,2%. Но не спешите радоваться: один процент от огромной суммы импорта и он же от весьма скромного экспорта, как понятно, дает совершенно разные цифровые величины, так что абсолютный прирост экспорта в денежном выражении за указанный период составил $123,6 млн, а вот импорта — $158 млн. То есть отрицательное сальдо во внешней торговле не только не сократилось, но еще и увеличилось на $34,4 млн – с миллиарда 48 млн долларов США до миллиарда 82 млн.
Как всегда, от этого огромного дефицита нас спасают частные трансферты. За январь-апрель с.г. посредством комбанков в Армению было переведено $357 млн, что по сравнению с тем же прошлогодним периодом больше на 23,6% в долларовом выражении и на 17,8% — в драмовом эквиваленте. Тревожит то, что из-за удорожания жизни роль этих трансфертов в текущих расходах населения еще больше возросла. А если завтра «идеальная» волна? Не накроет ли она с головой всех наших трех китов (диверсификация-экспорт-трансферты), призванных удержать экономику на плаву?..
golosarmenii.am